Елена Колиниченко
«Дорожная азбука». Проектная работа на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»
«Дорожная азбука»
Автор – составитель:
воспитатель средней разновозрастной группы
Колиниченко Елена Николаевна
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней разновозрастной группы
Срок реализации: три месяца (май – июль 2013 г)
Тип проекта : краткосрочный
Публикация «„Дорожная азбука“, Проектная работа на тему „Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Создание проблемы:
Безопасность детей обеспечивается не только бдительным контролем взрослых, но и готовностью каждого малыша к правильному реагированию на экстремальную ситуацию, его умением вовремя угадать опасность.
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Актуальность проблемы:
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах, Из проведенного опроса родителей нашей группы стало видно, что проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.
Цель проекта :
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Задачи проекта :
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Выработать навыки осознанного отношения к соблюдению правил безопасного движения на дороге, правил для пассажиров.
3. Закрепить знания о работе светофора.
4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
5. Способствовать развитию познавательных процессов, умение ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполнять совместные действия дружно, слаженно.
Работа по реализации проекта велась в трёх направлениях, это:
- Работа с воспитанниками;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами.
Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включала в себя :
- реализацию программы «Безопасность»;
- организованные формы непосредственной образовательной деятельности воспитанников;
- совместная деятельность взрослого и ребенка по изучению правил дорожного движения;
- самостоятельная деятельность детей;
- экскурсии и наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- досуги и развлечения;
Взаимодействие с родителями осуществлялось планомерно, использовались следующие формы работы :
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
- изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
- выставка рисунков, плакатов по ПДД;
План реализации проектной работы.
№ Содержание мероприятий Сроки реализации
Самообразование, подготовка деятельности
1 Изучение методической литературы, опыта работы по данной теме Май
2 Оборудование детской игровой площадки дорожной разметкой со сплошной и прерывистой линией и пешеходным переходом. Июнь
3 Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение» по Правилам дорожного движения июнь
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
4 Оформление выставок методической литературы и пособий:
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Весь период
5 Консультации для родителей:
«Главные уроки воспитания пешехода»
«Что должен знать ребенок о ПДД»
«Когда начинать рассказывать ребенку о дорожных опасностях»
«Что читать детям по ПДД»
1 неделя июня
2 неделя июня
3 неделя июня
4 неделя июня
6 Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города» (См. приложение №1) Последняя неделя мая
РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ
7
Проведение бесед: «Знаки вокруг нас»
«Твой приятель – светофор»
«Зачем нужны дорожные знаки»
«Наш город»
«Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад»
«Мы – пассажиры»
«Мы – пешеходы»
«Красный, желтый, зеленый»
«Основные части улицы» 1 неделя июня
2 неделя июня
3 неделя июня
8 Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода» 4 неделя
9 Дидактические игры на правила дорожного движения «Угадай, какой знак», «Водители и пешеходы», «Расставь правильно знаки», «Дорожное лото», «Мой приятель светофор». «Виды транспорта» Весь период
10 Организация сюжетно – ролевых игр «Мы - пешеходы», «Умные водители» июнь
11 Использование компьютерных технологий:
Просмотр обучающих игровых передач цикла «Дорожная азбука» канал «Карусель»;
«Азбука безопасности на дороге» из цикла «Уроки тетушки Совы»;
июнь
12 Чтение детской художественной литературы по теме (См. список использованной литературы) Июнь
13 Проведение праздника дорожного движения «Дорожная азбука для бабы Яги» (См. приложение №2) 1 неделя июля
14 Освещение проведенной работы в СМИ и Интернете июль
15 Подготовка фотовыставки – презентации «Наша азбука безопасности в «Звездочке»» (См. приложение №3) июль
16 Мониторинг воспитанников по результатам реализации проекта июль
В ходе реализации данного проекта были получены
следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
Список использованной литературы.
1. Т. Г. Кобзева «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников» - изд. «Учитель» Волгоград 2010 г.
2. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
3. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
4. «Добрая дорога детства» Всероссийская газета №14 2010г.
5. С. Зарев «Азбука безопасности на дороге» из цикла «Уроки тетушки Совы» СД-диск.
6. Произведения по данной теме для детей :
- В. Ардов Сказка «Огнехвостик»
- О. Бедарев. «Если бы…»
- С. Михалков. «Дядя Степа-милиционер», «Моя улица»
- А. Дорохов «Перекресток», «Пассажир»
-