Мария Артамонова
Преимущества интерактивной доски. Программа «Игра со словами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Выживает не самый сильный
и не самый умный, а тот,
кто лучше всех откликается
на происходящие изменения…»
Чарльз Дарвин.
Современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. И родители часто удивляются, откуда ребёнок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые с трудом разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз.
Публикация «Преимущества интерактивной доски, Программа „Игра со словами“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Каждый современный педагог должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции.
Одним из таких рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям.
Одной из таких технологий является интерактивные средства обучения.
Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию педагога с группой – это интерактивные доски.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на занятиях один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Визуальные средства обучения способствуют развитию творческой активности, увлечению предметом, создают наилучшие условия для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на занятиях.
Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих занятиях современные информационные технологии. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за педагогом и своими воспитанниками.
Нужно также отметить, что на этих занятиях даже отстающие воспитанники изменяют свое поведение – с интересом следят за ходом занятия, поднимают руку, чтобы тоже выйти к доске и выполнить задание педагога. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации воспитанников и наглядности представления материала.
Опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Использовать доску можно практически на всех занятиях.
Серия интерактивных развивающих программ, подготовленных ООО «Экзамен-Медиа», нацелена на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО):
• познавательно-речевое развитие (программы «Говорящие Картинки», «Игры со Словами», «Шаг за Шагом», «Развивающие игры», «Смотри и Говори», «Лого Игры»);
• физическое развитие (программы «Лого Ритмика», «Развивающие игры»);
• социально-личностное развитие (программы «Игры со Словами», «Шаг за Шагом»). Не случайно значительная часть содержания этих программ ориентирована на речевое развитие детей. В дошкольном возрасте у большинства детей отмечается неправильное произношение. В этом возрасте развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его, т. е. формируется фонематический слух — способность к различению звуков.
Развитие слухового восприятия очень важно для становления правильной речи. В этом незаменимую роль играют аудиоупражнения на развитие слухового восприятия, богато представленные в перечисленных программах.
Игры со Словами — интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Разнообразные упражнения направлены на расширение словарного запаса и развитие связной речи, слухового восприятия речи, зрительного и пространственного восприятия, внимания, памяти, формирования навыков установления причинно-следственных связей. Упражнения скомпонованы по темам.
«Названия предметов» — упражнения на закрепление, активизацию и расширение словарного запаса детей по темам «Дом», «Части тела и лица», «Семья», «Игры и игрушки», «Посуда и продукты», «Одежда и обувь» и др.
Эмоции» — упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков — различение настроения и эмоций других людей, выражение собственного настроения, понимание причинно-следственной связи между ситуацией (или поступками) и настроением.
«Ориентирование на клетке» — упражнения на развитие зрительно- пространственного восприятия и формирование умения ориентироваться на клетке.
«Существительные» — разнообразные упражнения на развитие внимания, памяти, слухового восприятия речи (названия предметов, различение слов в единственном и множественном числе).
«Глаголы» — упражнения на закрепление, активизацию и расширение словарного запаса по темам «Профессии», «Распорядок дня», а также знакомство с глаголами, описывающими завершенные и незавершенные действия.
«Прилагательные» — упражнения на закрепление, активизацию и расширение словарного запаса по теме «Цвета», развитие зрительного восприятия, слухового восприятия речи, формирование умения сравнивать предметы (по цвету, размеру и другим признакам).
«Сложные инструкции» — упражнения на развитие слухового восприятия речи (сложные инструкции, распространенные предложения, зрительно- пространственного восприятия и координации.
«Антонимы» — работа со словарным запасом, формирование умений сравнивать предметы, распознавать слова с противоположным значением (прилагательные, наречия) и картинки-противоположности.
«Цветные предметы» — упражнения на развитие слухового восприятия речи (словосочетания, слуховой памяти, различение цвета. Например, «зеленый лист» или «желто-красное яблоко».
«Предложения» — упражнения на развитие слухового восприятия речи (сопоставление предложения и изображения) и связной речи (составление простых предложений по картинке).
«Последовательность событий» — упражнения на развитие мышления (установление причинно-следственных связей и последовательности событий) и связной речи (рассказ по картинкам).
«Мини-диалоги» — упражнения на развитие мышления (внимания, памяти, понимания логической связи между предложениями, связной речи (описание ситуации) и отработка вопросительной интонации.
«Открытки» — упражнения на формирование коммуникативных и социальных навыков (знакомство со словами, нормами поведения и общения, связанными с различными ситуациями: поздравление, извинение, приглашение, выражение благодарности).
Основное назначение программы «Игры со Словами» — поддержка и стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста. На протяжении периода от 3 до 7 лет продолжается быстрое увеличение словарного запаса у детей. Активный словарь ребенка к 4–6 годам достигает 3000–4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.
Программа «Игры со Словами» включает разнообразнейшие упражнения, нацеленные на расширение и активное употребление словарного запаса, формирование грамматически правильной речи и развитие связной речи.
Программу могут использовать педагоги и специалисты ДОУ, а также родители, поскольку программа не требует специальной подготовки или обучения.
Сложность упражнений возрастает к концу списка тем. Программа содержит разнообразные задания для читающих детей. Это создает условия для использования материалов программы для занятий с детьми с разным уровнем речевого развития.
Групповые занятия. С детьми, не требующими индивидуальных занятий с логопедом, можно проводить групповые занятия. При этом важно разумно чередовать использование компьютера (или видеопроектора) с традиционными формами работы (например, физкультминутка, рисование, раскрашивание, подвижные игры).
Индивидуальные занятия. Программу могут использовать и специалисты (логопеды) для индивидуальных занятий с детьми. Целесообразность использования той или иной темы специалист определяет, исходя из индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
Коррекционные занятия. Программа «Игры со Словами» может использоваться и для коррекционной работы.
Программа включает контент, позволяющий использовать ее для занятий со слабослышащими детьми. Например, функцию печати на экране текста аудиоинструкций (кнопка «Спрятать / Показать текст» в правом верхнем углу экрана, а также печатные материалы («Транскрипция», которые содержат изображение экрана с напечатанными текстами всех аудиозаписей.
Листы «Транскрипция» и некоторые рабочие листы, содержащие подписи к картинкам, можно также использовать для обучения детей глобальному чтению (чтению целыми словами, которое используется при работе со слабослышащими детьми.
Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. Таким образом, на наших занятиях происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона.
Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать им на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.