Наталья Кукушкина
Проект по финансовой грамотности «Юный финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Юный финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
И сегодня мы хотим поделиться опытом своей работы по данной теме.
В феврале в нашей группе был реализован краткосрочный проект под названием «Юный финансист!».
2 СЛАЙД
Постановка проблемы: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
3 СЛАЙД
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.
4 СЛАЙД
Задачи:
Образовательные
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др. ;
- Расширять знания детей об истории возникновения денег;
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
- Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;
- Продолжать развивать мелкую моторику и артикуляционную гимнастику.
5 СЛАЙД
Развивающие
- Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
- Способствовать развитию внимания, логического мышления.
6 СЛАЙД
Воспитательные
- Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
- Воспитывать основы финансовой культуры;
- Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
7 СЛАЙД
Для разработки данного проекта мы использовали «Модель трех вопросов».
Рассмотрим подробнее «Модель трех вопросов» на примере знаний детей в области финансовой грамотности.
8 СЛАЙД
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как мы узнаем об этом?
Задавая первый вопрос, педагог организовывает общее обсуждение, для того, чтобы выяснить, что дети уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на листе бумаги.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы детей определяют цель, задачи и направления познавательно - исследовательской деятельности. Высказывания детей так же фиксируются педагогом в таблице.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Для подсказки, можно придумать с детьми разные символы – которые будут обозначать средства сбора информации.
Исходя из полученных результатов, уже не составит труда определить план предстоящих мероприятий и организованных действий по реализации данного проекта : мероприятия с детьми, продукт и презентацию проекта, а так же включение родителей в предстоящую деятельность.
9 СЛАЙД
День 1. Знакомство с деньгами.
10 СЛАЙД
Когда дети пришли в детский сад, то в группе их ждал грустный гость. Это был Буратино. Буратино пожаловался, что он совершенно ничего не знает про деньги, не умеет ходить в магазин, не знает как накопить нужную сумму, чтобы купить новую куртку для папы Карло, а еще он несколько раз попадал в неприятную ситуацию, когда, как кажется, приличные и доброжелательные на вид люди, оставляли бедного Буратино «без гроша в кармане».
Дети с радостью решили помочь Буратино в освоении финансовой грамотности. И первый день был посвящен знакомству с деньгами и их историей.
11 СЛАЙД
В этот день прошли такие мероприятия, как:
• Беседа «Откуда взялись деньги?» из которой дети вместе с Буратино узнали об истории возникновения денег и о вещах, которые заменяли деньги в древности;
• рисование монет в технике «Фроттаж»;
• физкультурное развлечение под названием «Мы - монетки» во время которого дети отгадывали загадки, смогли побыть в роли монеток в спортивной игре «Мы не детки, а веселые монетки», справились со всеми спортивными конкурсами и упражнениями и получили положительный заряд энергии на весь день;
• чтение энциклопедии Елены Улаевой под названием «Откуда берутся деньги» : из которой дети узнали что такое деньги, откуда они берутся, как их беречь и зарабатывать;
• Дидактическая игра «Домашние питомцы». Ребята отправились в зоомагазин и купили для своих питомцев все необходимые вещи. В процессе данной игры дети учатся распоряжаться своими финансами, считать деньги и выдавать сдачу;
• совместная работа с родителями: создание кошелька с реалистичными деньгами, банковскими картами и скидочными картами различных магазинов.
12 СЛАЙД
День второй «Где живут деньги»
Во второй день ребята вместе с Буратино отправились в виртуальную экскурсию в банк «Дом – где живут деньги» из которой узнали где и как можно хранить деньги, а еще несколько новых терминов, таких как банкомат, кредит, денежный вклад.
13 СЛАЙД
• виртуальная экскурсия в банк «Дом – где живут деньги»;
• занятие по развитию речи на тему: «Путешествие на швейную фабрику» : дети закрепили знания о частях одежды и научились ее самостоятельно создавать, используя творческий подход. Готовую одежду ребята продали товарищам из других стран.
• занятие по аппликации на тему: «Моя первая копилка», в процессе, которого дети сделали забавные хрюшки-копилки, где они теперь хранят и копят монетки на свои самые заветные мечты;
• дидактическая игра «Положи монетку в копилку» : эту игру мы сделали своими руками вместе с детьми, поэтому ребята в нее играют с особым интересом;
• совместная работа с родителями: изготовление лэпбука по финансовой грамотности. Задача лэпбука преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
14 СЛАЙД
День третий «В гостях у гномов-экономов»
В среду ребят вместе с Буратино пригласила в гости семья гномов-экономов, которая живет в стране Экономика и знает все о семейном бюджете.
15 СЛАЙД
• занятие по развитию речи на тему: «Свет, тепло, вода – следи за ними всегда» из которого дети не только узнали о потребности экономного пользования водой, светом, сохранении тепла, но и обогатили свой словарный запас следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, электросчетчик, природные ресурсы;
• Развлечение на тему: «Копейка к копейке проживает семейка»
• просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», беседуя по содержанию мультфильма дети узнали, о том как правильно планировать бюджет, познакомились с новыми финансовыми понятиями (инвестирование, кредитование, личные сбережения.);
• Беседа на тему «Профессии», в процессе которой дети закрепили представления о том, что является результатом труда (товар или услуга) людей различных профессий;
• Совместное создание «Коробки желаний». Это название, подразумевает под собой необычную копилку, в которую ребята положили свои самые заветные желания и мечты. Также во время этого занимательного мероприятия, дети узнали, что можно купить за деньги, а что нет;
• Дидактическая игра «Монополия». Цель игры "Монополия" - сформировать навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. Дети научились соотносить число денежному эквиваленту; рационально распределять свой капитал.
16 СЛАЙД
День четвертый «Берегитесь мошенников!»
В четверг Буратино пришел в гости к ребятам очень веселый и счастливый. По секрету деревянный мальчик сказал детям, что нашел новых друзей, которые знают совершенно все о деньгах. И сегодня ночью они обещали отвести Буратино на Поле Чудес, чтобы вырастить из его монет денежное дерево.
17 СЛАЙД
• Театрализованная игра: мини-сценка «Встреча Буратино с лисой Алисой и котом Базилио», в процессе которой дети наглядно поняли, какими хитрыми и изворотливыми бывают мошенники;
• Беседа с детьми на тему: «Внимание! Мошенники!», в ходе данной беседы ребята узнали, что мошенников можно встретить не только на улице, но и дома, в компьютере и телефоне. Также дети познакомились с правилами поведения при встрече с мошенниками;
• Дидактическая игра «Менеджер», с помощью данной игры дети научились хорошо считать и применять стратегическое мышление;
• Досуго-развлекательная деятельность: квест-игра «В поисках золотых монет». Во время мероприятия дети почувствовали себя настоящей сплоченной командой и именно дружба и новые знания по финансовой грамотности помогли им помочь Буратино найти украденные монеты;
• Раскрашивание печатных рисунков на тему «Все о финансах»;
• совместная работа с родителями: создание мини-музея денег «Денежное дерево» : вместе с родителями и детьми мы создали необычное дерево, вместо листьев на нем растут монеты и купюры разных стран мира и разных эпох.
18 СЛАЙД
День пятый «Посвящение в юные финансисты»
19 СЛАЙД
• Викторина «Мы – ребята деловые». В игровой занимательной форме были закреплены экономические знания детей. Дети научились творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; закрепили сведения о том, что такое услуги и товары, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках;
• Конкурс рисунков «Финансы глазами детей». Целью данного конкурса является повышение социальной и творческой активности семьи, через возрождение традиций совместного семейного творчества.
• Музыкально-ритмическая игра «Веселые монетки», в процессе которой дети узнали, что с монетами можно придумать интересные ритмичные движения под веселую музыку, а не только расплачиваться ими в магазине;
• Сюжетно-ролевая игра «В супермаркете». Дети вместе с Буратино вспомнили экономический термин «товар», что товары продаются в магазине и имеют свою цену и на практике закрепили все пройденные знания;
• Чтение энциклопедии «Финансы для детей», в которой дети нашли множество ответов на свои вопросы: На что можно потратить карманные деньги? Что можно купить в интернет магазине? и т. д. ;
• Теперь наши ребята знают много о финансовой грамотности, они смогут дать нужный совет родителям, помогут объяснить младшему брату или сестренке неизвестный для них экономический термин, будут с умом распоряжаться своей личной копилкой и никогда не попадутся на удочку мошенников. Буратино был очень благодарен детям и за их помощь и поддержку наградил медалями, а также подарил на память книгу «Золотой ключик или приключения Буратино», которая украшает наш уголок по финансовой грамотности.