Любовь Тепайкина
Формирование основ мордовской культуры и родного языка в образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом национальных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческое духовно-нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения. Решение обозначенной проблемы требует определения содержания и технологий дошкольного образования с учетом специфики региональной культуры (2)
Публикация «Формирование основ мордовской культуры и родного языка в образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвано помочь семье и вместе с ней приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа.
Формирование у ребенка интереса к национальной культуре через знакомство детей с мордовским этносом и приобщение их к эрзянскому языку является приоритетным. Дети получают сведения о культуре мордовского народа, месте, где они родились, о традициях и истории коренного народа. Отталкиваясь от новой полученной информации, дети начинают размышлять, высказывать свои суждения из личного опыта.
В настоящее время данная тема актуальна, т. к. существует заказ многонационального общества, определяющий стратегическую цель языкового образования
Основная идея
Под формирование основ мордовской культуры и родного языка в образовании детей дошкольного возраста мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие в ребенке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры.
Одним из направлений в системе моей работы является языковедение через дополнительное образование, а именно, кружковую деятельность. Через языковое погружение рассматриваются вопросы воспитания мордовской культуры : любовь к природе, к семье, к родному городу, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Кружковая деятельность - это коллективная деятельность, в которой участвуют : дети – педагог – родители. Кружковая деятельность не традиционный метод обучения языку, который не отвечает потребностям времени, а интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка, на развитие его
творческих и познавательных способностей. Под интегрированием предполагается стремление к объединению дидактических компонентов, педагогических условий с целью получения результатов.
Теоретическая база
Формирование у детей основ мордовской культуры через знакомство с национальными традициями является из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Языковое воспитание детей дошкольного возраст -это процесс педагогического воздействия на дошкольника с целью обогащения его знаниями о малой родине формирования навыков и умений нравственного поведения, воспитание патриотических чувств, потребности в деятельности на общую пользу. Знакомство с национальными традициями детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания национальной культуры, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивости, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира
Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.
В работе по формированию у детей основ мордовской культуры и родного языка использую литературу:
1. Брыжинский,В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2009.-272с.
2. Исайкина, А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации/ А. И. Исайкина; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно-угорских народов; МО Республика Мордовия, МРИО. - Саранск, 2007-64с.
3. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Упр. Образ. Город. Округа. – Саранск : МУ «Инфомационно-методический центр" ГМУ Национальная культура народов Поволжья, 2008
4. Мы в Мордовии живём : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева и др;-Мордов. гос. пед. ин-т. –Саранск, 2015.
Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта/сост. Л. В. Седова. - Саранск:Мордов. Кн. Изд-во, 2009.-336с.
5. Протасова Е. Ю. Многоязычие в детком возрасте /Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. 2изд. -Спб. :Златоуст, 2011.-276с.
6. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа» О. П. Князева, М. Д. Маханёва
7Мордовские народные сказки. В обработке Т. К. Самородок.
8. Хрестоматия к программе «Валдоня» Автор сост. Е. Н. Киркина
9. Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»
Новизна
При формировании основ мордовской культуры и родного языка в образовании детей дошкольного возраста использую методику проектирования образовательного процесса на основе принципа интеграции, что позволяет конструировать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста с учетом интеграции региональной и обязательной части программы дошкольного образования и интеграции различных видов детской деятельности.
Технология опыта
Цель:
Приобщение детей к мордовской культуре, привитие интереса к общению на мордовском (эрзянском) языке, создание настроя для дальнейшего его изучения;
Задачи:
Образовательные :
-Дать детям представление о народных традициях мордовского народа, языке.
-Формировать познавательный интерес к языку, литературе народов, проживающих в Мордовии.
Развивающие:
-Развивать индивидуальные способности детей, самостоятельность, инициативу.
Воспитательные:
-Формирование чувств сопричастности к достижениям земляков в области культуры.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному наследию Мордовии и России.
Формы и методы работы с детьми
Социально-коммуникативное развитие
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
оформление картотеки мордовских дидактических игр по патриотическому воспитанию
Познавательное развитие
Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;
Экскурсии в школьный сад, в ботанический сад
Занятия эрзянским языком на прогулке
Художественно-эстетическое развитие
виды росписи в народно-прикладном творчестве;
народное творчество Республики Мордовия;
лепка «Животные и птицы нашего края»;
чтение мордовских сказок;
разучивание мордовских народных песен.
Речевое развитие
инсценировки сказок
занятия-беседы
встречи с носителями языка
Формы и методы работы с педагогами
посещение воспитателей в других ДОО.
консультации для педагогов.
Мастер - классы
Круглые столы
Образовательные семинары
Семинары-практикумы
Формы и методы работы с родителями
беседы с родителями о важности данной проблемы;
оформление папки-передвижки «Мордовия - край родной»;
изготовление семейных альбомов;
привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами быта;
оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Мордовии”, «Природа нашего края».
Привлечение родителей к участию во всевозможных мероприятиях ДОО (Конкурсы, праздники, развлечения, день родного языка)
Технология опыта - состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое поведение соответствующие современному образу жизни посредством использования инновационных технологий, желание говорить на мордовском (эрзя) языке
Но нельзя забывать о том, что дошкольная образовательная организация - первый социальный институт для ребёнка, в котором он начинает впервые проживать и переживать социальную адаптацию, социализироваться.
В процессе социализации осуществляется формирование личности ребёнка, которое заключается в расширении и укреплении его ценностных качеств. Предполагается развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и к других людей, выражать чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества. Доброжелательность, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнётся формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Преподнесение материала необходимо построить систематично и последовательно, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания:
• на первом этапе дети знакомятся с историей мордовской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность мордовской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит при этом начинают произносить слова и небольшие предложения.
• на втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с мордовской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с мордовским народным костюмом» «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с мордовской народной кухней», расширяя представления детей о мордовской народной культуре; здесь словарный запас на много активнее и речь более осознано.
• на третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами народного быта пополняется организованный в группе уголок краеведения и мини-музей в ДОУ. Накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с мордовским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. Дети часто просматривают мордовские народные сказки. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста усвоить национальную принадлежность.
Ребёнок вступает в общение со взрослым уверенно и более осознано,
используя при этом весь накопленный словарный запас.
Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляю полученные знания о различных областях народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о мордовской народной языковой культуре.
Проведенные педагогические наблюдения позволили выявить общие для детей представления о мордовской народной языковой культуре :
у детей нет необходимого запаса слов для свободного общения.
Работа по приобщению детей к истокам национальной языковой культуры строится на основе педагогических наблюдений.
Основным методом педагогического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.
Знания оцениваются по следующим направлениям:
• содержания сказок, рассказов;
• герои мордовских народных произведений;
• народные игры, праздники;
• виды народных искусств;
• мордовский народный фольклор.
Опыт показывает, что созданная в детском саду система по формированию основ мордовской народной культуры через языковое погружение позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.
Анализ результативности
В ходе моей работы над данной темой, было выявлено, что дети научились играть в мордовские народные подвижные игры, знают мордовские сказки, узнают сказочных героев в произведениях. Осмысленно и активно участвуют в народных праздниках (знают названия праздника, поют песни, читают стихи) и применяют всё это в свободной игровой деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества и хорошо знают достопримечательности своего края; используют в активной речи потешки, считалки, загадки на эрзянском языке, поют песни.
В ходе работы была проведена большая работа с родителями в результате у них сформировалась : активная родительская позиция, повышение компетентности родителей в вопросах мордовской национальной культуры, более активно стали принимать участие в жизни МДОУ, стали более внимательно, уважительно относиться носителям коренного языка, охотнее обращают внимание на мероприятия национального характера.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме:
«Формирование основ мордовской культуры и родного языка в образовании детей дошкольного возраста» что является одной из главных задач: сохранение национальной культуры, сохранения родного языка.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание наших детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.
Список литературы:
1. Брыжинский,В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2009.-272с.
2. Детям о Мордовии : методическое пособие/авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. -Саранск,2013.-148с.
3. Евчаева,Т. Н. Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования мо мордовскому (эрзянскому) языку «Валонь лисьмапря» :программа и методические рекомендации /Т. И. Евчаева. – Саранск: Редакционно-издательский центрМГПИ им. М. Е. Евсевьева,2016.-87с.
4. Исайкина, А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно-угорских народов; МО Республика Мордовия, МРИО. - Саранск, 2007-64с.
5. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Упр. Образ. Город. Округа. – Саранск : МУ «Инфомационно-методический центр" ГМУ Национальная культура народов Поволжья, 2008
6. Мы в Мордовии живём : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева и др;-Мордов. гос. пед. ин-т. –Саранск, 2015.
Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта/сост. Л. В. Седова. - Саранск:Мордов. Кн. Изд-во, 2009.-336с.
7. Протасова Е. Ю. Многоязычие в детком возрасте /Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. 2изд. -Спб. :Златоуст, 2011.-276с.