Алёна Лысенко
Повышение мотивации обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение мотивации обучения
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно запалить». Плутарх.
В настоящее время достаточно остро стоит задача повышения мотивации обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.
Публикация «Повышение мотивации обучения» размещена в разделах
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса, дать равные возможности развития всем детям с разными способностями. Качество обучения – это то, для чего мы работаем.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельностиКак же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний.
Поиски путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.
В нашем классе 5 человек. У Егора нет родителей, находится под постоянным наблюдением учителя, воспитателя. Естественно, любовь и ласку, и родительскую душевную доброту он не получает. Роман из многодетной семьи, ребенок находится под родительским контролем только по выходным дням, отсутствие родительского внимания так же снижает внимание и сосредоточенность ученика.
У остальных: Анны, Дарьи и Сергея – родители относятся к обучению и воспитанию учеников с родительской поддержкой и особым вниманием к учебе. У всех детей нарушены психические процессы. Как помочь таким детям улучшить свои результаты? Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей каждым предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.
Как сказал В. А. Сухомлинский: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация" :
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение
уроков-игр,
уроков-сказок,
уроков-исследований,
уроков-встреч,
сюжетных уроков,
уроков защиты творческих заданий,
игровую деятельность,
внеклассную работу и использование различных приёмов.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по направлениям:
- моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка;
- восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность);
- самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития);
- ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы);
- социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними);
- трудовая деятельность (умственно отсталые дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься). Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т. к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.