Алена Веккер
Предметно-развивающая среда по развитию математических представлений у дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Специальным образом организованная предметно – развивающаясреда способна : оказывать активизирующее влияние на деятельность дошкольника, способствовать его самообучению, стимулировать становление ребенка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий. Влияние предметно – развивающей среды на математическое развитие детей огромно. Под математическим развитием дошкольников, по мнению А. А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (2).
Публикация «Предметно-развивающая среда по развитию математических представлений у дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Концептуальная модель предметно – развивающей среды (по М. Н. Поляковой) включает в себя: предметное содержание, пространственную организацию, изменения во времени.
К предметному содержанию можно отнести:
· игры, предметы, игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы и пр.);
· учебно–методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги и т. д.);
· оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы) (1).
Игровой материал должен располагаться в местах доступных для детей и периодически обновляться. Это является важным условием для того, чтобы дошкольники смогли самостоятельно выбрать ту или иную деятельность, используя материал, привлекший их внимание.
Практика работы показывает, что в младшем и среднем дошкольном возрасте необходимо использовать игрушки, отличающиеся по форме, величине, цвету, количеству деталей: кукла большая и маленькая, елка высокая и низкая, дорожка широкая и узкая. Предметы – кубики, шарики, пирамидки – располагаются на открытых полках. Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей: вкладки, замки, пуговицы и петли, ворота для прокатывания шаров, и прочее. Должны быть представлены дидактические игры лото и парные картинки, на сравнение величин, свойств; мозаика (магнитная, крупная гвоздиковая, пазлы из 5–15 частей, наборы кубиков из 4–12 штук, предметы для сравнения по количеству, а также игры с элементами моделирования и замещения. Для развития мелкой моторики нужно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.
В старшем дошкольном возрасте необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазлы из 12–24 частей); игры на освоение счета. В математической игротеке могут быть размещены различные варианты книг, рабочих тетрадей, листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты). Хорошо использовать наглядность в виде моделей: календаря, планов пространства кукольной комнаты, планов комнаты по типу «Найди секрет». Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерений.
В игротеку добавляется: игры направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно – проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и другие. Для развития представлений о свойствах необходимо включить в игротеку набор «Логические блоки Дьенеша» и методические пособия к нему, цветные палочки Кьюизенера». Целесообразно включать в игротеку «Сложи квадрат», «Сложи узор». Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Полезны игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Интерес детей к головоломкам может поддерживаться за счет размещения в игротеке веревочных головоломок, игр на передвижение, а также за счет использования игр – головоломок с палочками (спичками).
Таким образом, развивающая математическая среда – единство специально организованного образовательного пространства и внеобразовательной сфер, которое способствует математическому развитию дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить. Влияние предметно – развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из основной задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада и обогащение среды такими элементами, которые стимулировали познавательную активность детей и способствовали математическому развитию каждого ребенка.
Список литературы
1. Полякова, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении / М. Н. Полякова. – СПб,1999.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. ,1988. – 303 с.