Дарья Шумакова
Предметно-развивающая среда музыкального зала
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно развивающая среда детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов: возрастные нормы; эстетичность; доступность.
Публикация «Предметно-развивающая среда музыкального зала» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей и взрослых. Музыкальный зал - это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами.
Для проведения НОД я использую баян для музицирования, ноутбук, микшер с колонками, переносная колонка, мультимедиа, принтер для распечатки иллюстрации и нотного материала.
Примерный перечень предметно-развивающей среды музыкального зала можно условно разделить на 4 группы:
• Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев
• Детские музыкальные инструменты и игрушки
• Музыкально-дидактические игры и пособия
• Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития
Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев.
Музыкально-ритмические движения и театральная деятельность, как правило, проходит в активной зоне музыкального зала. В своей работе я использую султанчики, салютики, платочки, ленточки, шарики. Различные тематические атрибуты: осенние листочки, снежинки, цветы, конфетки, грибочки, морковки и др.
Активное участие принимают воспитатели, родители и дети. Например: к осеннему празднику воспитатели изготовили чудесные шапочки «Мухаморы».
Театрализованная деятельность и драматизация очень любимы детьми, так как даёт возможность быть непосредственными участниками действия – артистами или зрителями. Для этого в арсенале костюмерной имеются наряды для взрослых и детей (с учётом возрастных и гендерных особенностей, шапочки-маски, всевозможные парики, головные уборы).
Детские музыкальные инструменты и игрушки.
Игра на музыкальных инструментах и игрушках в основном проходит в спокойной зоне. В нашем музыкальном зале в наличии имеются музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, деревянные ложки. Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, гибкое пианино. Русские народные инструменты: деревянные ложки, коробочки, дудки, трещотки. Музыкальные игрушки: не озвученные балалайки, гармошки и т. д. Игрушки самоделки: всевозможные шумелки, стучалки, коробочки с горохом, с камешками, с крупой.
Музыкально-дидактические игры и пособия.
Для слушания произведений использую музыкально-дидактические пособия: портреты русских, советских и зарубежных композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, картинки и фотографии, побуждающие детей к творчеству. Для слушания музыки изготовила лепбук «В мире музыки», который помогает мне знакомить детей с жанрами музыки – песня, танец, марш. Для определения характера музыки в лепбуке сделала небольшой «Уголок настроения» (смайлики, выражающие различные эмоции). На развитие звуковысотного слуха использую дидактическое пособие «Птица и птенчики», на развитие ритмического слуха – игра «Теремок».
Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития.
В наше время высоких технологий работа музыкального руководителя не представляется без использования фонограмм, аудио и видеокассет, компакт-дисков, видеодисков.
Использование мультимедиа в учебном процессе обеспечивают педагогу возможность: повысить интерес ребёнка к музыке, формировать музыкальный вкус, даёт возможность разнообразить музыкально-дидактический материал.
К сожалению, многие дети, проживающие в нашем районе, не имеют возможность посещать театры, концертные залы, поэтому знакомлю детей с инструментами симфонического, русского народного оркестра.
Понимание того, что тщательно продуманная среда развития, сама побуждает детей к активности, проявлению инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала создана с учётом ФГОС ДО, и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и заинтересованности.