Наталья Балахонова
Предметно-пространственная среда музыкального зала
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание ребёнка дошкольного возраста происходит в деятельности ребёнка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности, я считаю создание развивающей предметно – пространственной среды. Предметно -пространственная среда музыкального зала нашего ДОУ организована с учётом требований ФГОС, которые направлены на обеспечение полноценного развития личности детей, а также с учётом требований СанПиН и правил противопожарной безопасности. Музыкальный
Публикация «Предметно-пространственная среда музыкального зала» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
зал является визитной карточкой нашего детского сада, это светлое, просторное помещение, совмещённое с физкультурным залом.
Музыкальный зал находится на первом этаже, в зале поддерживается необходимый температурный режим, имеются запасные выходы, систематически проводится проветривание и влажная уборка зала. Интерьер музыкального зала выдержан в бежевых, тёплых тонах, яркими акцентами являются хохломские детские стульчики и столик. В оформлении зала используются баннеры на сезонную тематику, один уголок посвящён национально- региональному компоненту, имеется проектор и экран.
В музыкальном зале проходят не только групповые и индивидуальные занятия с детьми, но и всевозможные развлечения, спортивные мероприятия, праздники для детей, сотрудников и родителей. Содержание музыкальной развивающей среды нашего детского сада направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.
Изучив современные требованиями к организации (РППС) мною была определена цель : совершенствовать музыкальную развивающую пространственную среду детского сада, применяя инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Добиваясь поставленной цели, я наметила основные задачи:
• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
• Стимулировать развитию творческих способностей детей. Развивать у дошкольников музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
• Обновить содержание мини – центров в зале через нестандартное оборудование
• и изготовление музыкально-дидактических игр.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность взрослого
• и ребёнка, возникающую по интересам и желанию ребёнка.
• Обеспечить надёжность и безопасность использования предметов РППС.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насышенной, трансформируемой, доступной, здоровьесберегающей, безопасной, эстетично привлекательной. В нашем детском саду мы видоизменяем оформление музыкального зала в зависимости от образовательной ситуации. В соответствии с тематикой развлекательного мероприятия, праздничными датами, сюжетом театральной постановки: в оформлении ко «Дню матери», «Нового года», ко «Дню Победы», выпускного праздника, развлечениям используем разнообразные атрибуты, декорации, материалы, надувные шары, меняем оформление в соответствии с временем года. Организую музыкально предметно-развивающую среду так, чтобы она располагала детей к состоянию эмоционального комфорта, творческой активности, воспитанию хорошего вкуса. По принципу полифункциональности мы используем различные составляющие предметной среды, например, для утренника посвященному международному женскому дню мы воспользовались детскими стульчиками, они превратились в паровозик из Ромашково, на которых воспитанники отправились в путешествие.
Театральные декорации постоянно меняются, например, с учётом времени года – осень,зима, весна. Мы изготовили деревья со сменными чехлами по временам года, которые переносят действия в сказочный лес.
При построении предметно-развивающей среды я учитываю основные методы и принципы,
• интеграции;
• зонирования;
• доступности;
• вариативности;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального зала оформляю по принципу зонирования и условно разделяю на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Рабочая зона.
Рабочая зона по видам музыкальной деятельности осуществляется:
с учётом интеграции образовательных областей. ПРС этой зоны предоставляет ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудована такая зона как можно ближе к окнам: мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Такая зона востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
Спокойная зона:
В спокойной зоне музыкального зала осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности - восприятие музыки (слушание музыки) и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкальных инструментов - фортепиано, аккордеон, мультимедийного оборудования для просмотра дидактического материала, применяемого в ООД и индивидуальной деятельности. Развитие певческих способностей происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно-развивающей среды «глаза в глаза», а дети располагаются справа от музыкального руководителя.
В каждой зоне выделяю несколько центров.
Центр слушания музыки включает в себя музыкальный центр, фонотеку по группам,репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.
Активная зона:
Активная зона в музыкальном зале - это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально-дидактических игр, для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В активной зоне зала есть ковёр, который предназначен для активной деятельности детей сидя и.
Приобщать детей к культуре русского и осетинского народа, пробуждать у детей интерес и любовь к народной музыке, к осетинским танцам и песням, хороводам. Знакомить с праздниками и традициями русского и осетинского народа.
Центр танцевального творчества оборудован атрибутами к танцевальным композициям ленточками, разноцветными платочками, цветными флажками, элементами костюмов (шапочками грибов, овощей, цветов, шапочками животных, цвета ми, весенними веночками из цветов, осенними веночками из листьев, зонтиками, и др. Широко использую данный материал при постановке танцев и в игровой деятельности. Материал расположен в доступном для детей месте. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.
Познавательно-игровой центр содержит настольно-печатные и музыкально-дидактические игры : «Птичка и птенчики», «Три кита», «Кого встретил колобок?», «Что делают в домике», «Музыкальное лото», «Осенний паровозик», «Качели», «Какую музыку слушает колобок?», «Сколько нас поёт?», «Ритмослов», «Помоги Маше», «Что делает мишка?», «Мажор и Минор», «Весёлые капельки», «Что делают дети?», «Бубенчики», «Куда идёт Буратино? «Определижанр», «Весёлый паровозик» «Разноцветная гусеница»,«Весело–грустно», «Ромашки настроения».
При организации предметно-развивающей среды привлекали родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных шумовых инструментов.
Большое внимание уделяю игре на детских музыкальных инструментах. Ведь, детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Обучая детей оркестровой деятельности, использую музыкальные ролики.
Игра на музыкальных инструментах доставляет удовольствие и поднимает у детей настроение, расширяет музыкальное воспитание и сферу музыкальной деятельности дошкольников.
В центре театрализованной деятельности, размешаются различные виды театра : кукольный, настольный, сценические костюмы, атрибуты к постановкам, маски - шапочки, ширмы. Дети с удовольствием используют материал для постановки театрализованной деятельности, драматизации, сюжетно - ролевых игр на музыкальных занятиях. После этого они охотно продолжают игру в группе, разыгрывая различные сюжеты.
Наличие детских костюмов играет огромную роль в драматизации, танцевальных номерах, выступлениях за пределами детского сада. Это даёт возможность детям почувствовать себя настоящими артистами.
В свободное от занятий время дети нашего детского сада играют самостоятельно, проявляют свои индивидуальные склонности: поют, танцуют, музицируют с помощью. детских музыкальных и нетрадиционных инструментов. Чтобы деятельность детей проходила творчески и более успешно, в каждой возрастной группе есть музыкальные уголки. Они оснащены соответствующей мебелью и пособиями. Музыкальные уголки - это место, где дети познают музыку.