Ольга Шикина
Предметно — пространственная среда средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к развивающей предметно- пространственной среде.
Она должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Развивающая среда в нашей группе предусматривает три сектора :
Активный, спокойный и рабочий.
Активный сектор, включающий в себя:
- центр сюжетно – ролевых игр
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкальный
- театрализованной деятельности
Публикация «Предметно — пространственная среда средней группы» размещена в разделах
Спокойный сектор:
- уголок художественной литературы
- уголок уединения
- уголок природы
Рабочий сектор:
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- речевой уголок
Развивающая среда в нашей группе построена таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Среда, окружающая детей в нашей группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма.
Создавая предметно-развивающую среду нашей группы, мы учли и психологические особенности возрастной группы, на которые она нацелена.
Знакомя вас с предметами и пособиями предметно развивающей среды акцент мы сделаем на нетрадиционном оборудовании, их вариативности, трансформируемости и полифункциональности.
В игровом центре находится предметы, с помощью которых дети приобщаются к миру взрослых это – посуда, кроватка, макет плиты и стиральной машины изготовленный из коробки это пособие многофункциональное. Также девочки во время игр используют сумки, для этого мы сделали многофункциональную сумку для переноса вещей, с помощью нее дети могу закрепить счет, название геометрических фигур, развитие моторики рук. Также для развития моторики рук с помощью родителей изготовлены 2 подушки - образ девочки и мальчика. Дети могут на ковре расстёгивать и застегивать молнии, кнопки, пуговицы и т. д. при желании использовать их в играх.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора. (В данный момент у нас организована выставка книг К. И. Чуковского)
В центре музыкальном и театрализованной деятельности размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый, теневой и настольный виды театра. Сделаны игры своими руками.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: фартуки, лейки, пульверизаторы.
В исследовательском центре – находятся разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Лупы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития. Мы подбираем специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
Представляем вашему вниманию стол для экспериментирования с водой и песком. Он изготовлен из пластиковых труб, в бутылку наливается вода и дети могут самостоятельно проводить опыты.
В течении всего года в группе есть мини-огород с разными растениями.
С подгруппой дошкольников мы можем проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Центр искусства "Юный художник" – для него отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, карандаши, пластилин, гуашь, ножницы. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки) выставляются на всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ.
В уголке краеведения есть методические пособия куклы разных национальностей, флаг, гимн России, изготовлено пособие «Изба», также много дидактического материала и игр. Гербарий, альбом «Зеленая аптека» и др.
В познавательном и речевом уголках имеются много дидактических игр и пособий.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, мягкий модуль). Позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. В уголке имеются подиумы для удобства при строительстве. Тек же с помощью родителей сделан макет города.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Макет улицы.
Центр двигательной деятельности пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по дорожке, игры с мячом, метание в цель, занятия на детских тренажерах, и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Нами изготовлены пособия «Змея» для того чтобы дети непосредственно прикладывали усилия, развивали двигательную активность – перешагивали, перепрыгивали, обходили. Тек же, дети ее используют как тренажер для развития в равновесии.
Нами создано многофункциональное пособие – «Дорожка – палатка». Палатка для игр, уединения. Она раскладывается, превращаясь в дорожку, которую мы используем для ходьбы, перешагивания, при проведении воздушных ванн, в индивидуальной работе.
Таким образом, предметно пространственная среда соответствует федеральным государственным образовательным стандартам по возможности.