Наталья Тукмачева
Предметно-пространственная среда подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Наше ДОУ работает по программе «Вдохновение».
Программа «Вдохновение» ориентирована на современного ребенка – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Современный ребенок ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.
Публикация «Предметно-пространственная среда подготовительной группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современные дети с удовольствием посещают разнообразные занятия. Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс.
В традиции нашей группы вошел «Утренний сбор», он становится любимым "ритуалом" и для детей и педагогов. «Утренний сбор» предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность межличностного общения детей и взрослых, а так-же для утреннего приветствия, работы с календарем, беседы о новостях, и планирования дня. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее проходит день.
По уже сложившейся традиции «утренний сбор» мы начинаем по приходу с утренней гимнастики, перед завтраком. Первым делом мы совершаем «Ритуал приветствия». Нет четкого шаблона, обычно мы эксперементируем, дети с удовольствием вносят свои предложения. Это могут быть различные способы, либо поздороваться ласково, по спортивному энергично или сделать комплименты. Еще мы любим брать в руки мячик, ребята приветствуют друг друга и демонстрируют свои «фишки» с мячем (для них это веселье, а я попутно развиваю ловкость рук, моторику). Можно поздороваться взявшись за мизинчики, встретиться локотками, коленками, обнимашки, носики. Словом каждый день мы изобретаем новый вариант.
В группе организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, а так же уголки ППРС, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия физической среды:
- возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- интересам и предпочтениям детей;
- теме, которую проходят дети группы в текущий период;
- возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы. Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:
- Социально- коммуникативное развитие,
- Познавательное развитие,
- Художественно-эстетическое развитие,
- Речевое развитие,
- Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
Центры социально-личностного развития:
Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел.
Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.
Центр С/р игры расположен в группе на ковре, пространство для с/р игр, четко определено и имеет границы, которые препятствуют детям, не занятым в игре, вбегать в эту зону и прерывать игру, и в то же время у других детей при желании есть возможность присоединиться. Здесь есть картотека с/р игр, имеются необходимые атрибуты и оборудования для более 10 сюжетно-ролевых игр, подобраны тематические коллекции игрушек, имеются наборы детской мебели, комплекты постельного белья, кукольная одежда по сезонам, куклы разных размеров. Также имеются предметы заместители, предметы ряжения, телефоны детские, мягкие и резиновые игрушки.
Центр познавательно-речевого развития
Речевое развитие происходит за счет расширения словаря ребенка при обсуждении плана, в процессе игр.
В творческой игре дети осуществляет такие виды действий, которые:
- способствуют развитию пяти чувств;
- развивают активную и пассивную речь;
- помогают разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения;
- увязывают представления между собой;
- стимулируют творческую мысль и решение проблем;
- увеличивают самоуважение;
- развивают способы выражения эмоций и чувств;
- знаменуют радость и свободу детства.
В группе имеется книжный уголок, стеллаж для книг, в котором еженедельно меняются книги по темам;
«Библиотека» по программе и любимые книги детей, энциклопедии и справочная литература, словари, книги из прошлого жизни людей, знакомящие с культурой русского народа, сказки, стихи великих поэтов, загадки, потешки, игры.
Имеются книжки-картинки, книжки-раскладушки,портреты и биографии детских поэтов и писателей, фонотека сказок.
Имеется музыкальная колонка и флешка со сказками и литературными произведениями для детей.
«Библиотека» Эффективное обучение в этом центре основывается на поддержании интереса ребенка к называнию букв, высказываниям, чтению, письму.
В этом центре осуществляется:
- Ознакомление с художественной литературой разных жанров и народов, произведениями русских и зарубежных писателей;
- Воспитание интереса к книге, к слушанию литературных произведений, к самостоятельному чтению;
- Воспитание нравственности и духовности посредством ознакомления с детской классической литературой;
- Развитие творческих способностей посредством изготовления книг – самоделок;
· Иллюстрации по сказкам детских поэтов и писателей
· Художественная литература: хрестоматии, сказки, стихи, рассказы,
загадки, пословицы, потешки и т. д.
Патриотический уголок содержит: портреты президента РФ, символику России,«Моя малая родина»;«Мой город»;альбомы и наборы открыток с видами городов;фигурки и иллюстрации одежды и костюмов народов мира.
Центр «Математики и сенсори[i][/i]ки»
- Цифры от 1 до 10
магнитная доска с магнитами; предметные картинки, счетные палочки, формы, часы.
- геометрические фигуры и формы (шары разных размеров, кубики, конусы, призмы и др.)
- Картотека математических игр
Цифры разных видов и комплекты цифр и математических знаков на каждого ребенка, счетный материал (морковки по 10 шт. на каждого ребенка, зайчики, листья, бабочки, флажки и др.)
- счетный материал по 10 шт для образца (птички, грибы, яблоки и др.)
Предметные картинки и фигуры для игр:
Игры на сериацию для установления предметов по порядку;
-Игры на счет: на установление числа и количества предметов;
- Игры: на вычисления предметов; классификацию, измерение; сравнение.
А также логико-математические игры, рабочие тетради по математике.
«Шашки». Настольные игры: «Домино», «Лото», «Шашки», «Ассоциации», «Танграммы», «Весёлый счет», «Найди похожий предмет», «Подбери предмет», «От 0 до 10» и т. д
Головоломки, лабиринты, разрезные картинки, схемы, модели
Центр строительства и конструирова[i][/i]ния
В центре строительства дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы конструкторов разной величины и формы. Освоение конструирования проходит ряд этапов – от простого перетаскивания блоков к созданию и обыгрыванию сложных построек.
В центре развиваем у детей способность различать и называть строительные детали (куб, кирпичик, пластина, брусок). Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Игры развертываются на ковровой дорожке,дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы (блоки) конструкторов разной величины и формы. Разные виды строительного материала: кубы, кубики разных размеров, цилиндры пластмассовые, пластины.
Дети исследуют строительные элементы, конструируют и разигрывают сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Автостоянка», «Дорога и пешеходы». «Автозаправка»
В центре имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий, средний,
фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Развиваем умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий», сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.
Художественно-эстетическое развитие:
Центр изобразительного и конструктивного творчества.
Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:
- развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала, бумаги, коробок и т. д;
- развитие навыков и умений по использованию различных изобразительных материалов, освоение различных изобразительных техник;
- приобретение опыта координации руки и зрения;
- освоение элементарных способов рисования и лепки предметов и объектов окружающей действительности;
- формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.
- знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;
- формирование представлений о разных жанрах художественного искусства: живопись, графика,
- развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса;
Собраны альбомы, раскраски, бумага для рисования (калька, печатная, газетная, в полоску и в клеточку, цветная бумага, цветной картон, белый картон, бархатная бумага, гофрированная бумага, цветные мелки, смываемые маркеры, трафареты для рисования, карандаши (цветные, простые, восковые, фломастеры, краски (акварельная и «Гуашь»; кисточки беличьи разных размеров, кисти для клея,ножницы, клей ПВА, клей карандаш пластилина, влажная глина для лепки. Материалы для коллажей, бросовый материал (скобки, тесьма, шерстяные нитки, крупы, мука, и др. природный материал).
Собраны альбомы различных росписей (Гжель, Хохлома, Дымка, Жостовская росписьи др., образцы поделок с росписью (барышня, уточка, курочка, козленок, и др.).
· роспись, хохлома, гжель, жостовская роспись (подносы) Картинки и иллюстрации: пейзажи, натюрморты, портреты
· Схемы: животных, деревьев, птиц, людей, транспорта (шаблоны
· Трафареты: силуэты с различной тематикой для мальчиков и девочек
· Раскраски: «Веселые зверята», «Транспорт», «Овощи и фрукты»,
· «Сказки», «Спорт», «Динозавры», «Праздники» Альбомы: художников, образцы росписей.
· Дидактические игры «Узнай роспись», «Опиши игрушки», «Собери радугу» и др.
Музыкальный центр
Направлен на создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.
Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений; на формирование желания участвовать в кукольных спектаклях, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т. д.
В центре «Музыки» собраны различные музыкальные инструменты, атрибуты к подвижным музыкальным играм, картотеки дидактических, музыкальных игр,
портреты композиторов, музыкальный альбом.
Музыкальные инструменты:пианино детское, металлофоны (деревянный, металлический, игрушечный,дудочки, бубен, погремушки, уголки, свистулька, шумовые инструменты,шарманка и др.)
Портреты композиторов (П. И. Чайковсский, Л. Бетховен, И. С. Бах и др.) Иллюстрации к песенному репертуару, сказкам
В «Театральном уголке»
- Разные виды театров,картинки, песни, маски, рус. нар. костюмы, косоворотки, пальчиковый театр, настольный театр фигурки,юбки, платья, сарафаны, платки, шапочки шарфы и др.
В уголке «Экспериментирования»:
Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком, водой. Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость кол-ва от формы, порядковый счет и т. д. Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ. Физическое развитие: использование координации глаз – рука, освоение тонкой моторики.
Центр физического развития и здоровья:
направлен на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. В спортивном центре имеется спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур, картотека подвижных игр с детьми в группе и на улице. В нем есть:
гантели, скакалки, мячи (резиновые и матерчатые, кубики разных размеров, шайбы, мешочки для метания, кольцебросы,
Массажная дорожка для ног, канат, дренажная дорожка, ленты, платочки, подушки. Картотека подвижных игр (народные, хороводные) - упражнения на дыхательную гимнастику.
Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их счастливыми!