Елена Кокурина
Праздник сентября
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа вежливости».
Цели: 1. Ознакомить с этическими нормами поведения;
2. Дать представление о вежливом общении;
3. Формировать привычку употреблять вежливые слова.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик - семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Улыбка».
Вступительное слово учителя.
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?
Конечно, она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становиться лучше, верно?
Публикация «Праздник сентября» размещена в разделах
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт речь о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик. Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
Учитель. До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять упавшие вещи –
Не встать, обращаясь к учителю –
Взять билеты в автобусе –
Не уступить место в автобусе –
Не заметить недовольство мамы –
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)
Игра «Доскажи словечко».
Слова коротенькие эти
Повсюду слышаться с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:… (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
Говорим:… (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю… (пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Игра «Вежливые прятки»
Выбирается водящий. Его задача – узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.
Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем ещё в одну игру, которая называется «Волшебник цветик - семицветик».
Игра «Волшебный цветик – семицветик».
Учитель берёт самодельный цветок – ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдаё т кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели…
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише доброе слово».
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Учитель начинает игру сам, давая такое задание. Например, «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня.
Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Ученики. Вежливо, с улыбкой.
Конкурс «Самый вежливый»
(Обсуждение ситуаций в группах).
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы, сказать, который час?»
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Советы на память от волшебного цветика – семицветика.
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
* Как проснулся – так вставай,
Волю лени не давай!
* Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
* Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
* Прежде чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой – проверь!
*В школе, в классе не сори.
Сор увидишь – подбери!
* Ты труд другого уважай.
Сам насорил – сам убирай!
* Не таскай в кармане мела -
Это, милый мой, не дело!
* Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
* Дома близким не груби;
* Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)
Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека.
(Вопросы написаны на карточках.)
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру? (Постучать или позвонить.)
2. Какие слова произносятся при встрече и прощании?
3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему по- настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
Подведение итогов.
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь… ( Дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:… («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:… («Извините, пожалуйста».)