Галина Пилипушко
Праздник русского гостеприимства и чаепития
▼ Скачать +Заказ
Цели:
1. Узнать, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции русского чаепития.
2. Вспомнить правила поведения за столом, в гостях, принимая гостей, продолжить знакомство с правилами хорошего тона.
3. Показать важность общения для человека, продолжить формирование коммуникативных навыков школьников.
Оформление:
· мини-выставка пачек и банок из-под чая,
· фотографии: чайный куст, чайные плантации
· репродукции картин, плакаты
· выставка рисунков на тему «У самовара я и моя семья».
Публикация «Праздник русского гостеприимства и чаепития» размещена в разделах
· расшитые полотенца, салфетки, скатерти,
· столы с угощениями, самоварами, посудой
· кондитерские изделия, выпечка, чай,
· буклеты, реквизит,
ТСО:
· мультимедийный проектор,
· презентация «Праздник чая»,
Ход мероприятия.
1. ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ
1. Дорогие гости!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
2. От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
3. Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Воспитатель: (с хлебом - солью в руках)
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш Брянский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
2. Актуализация темы занятия
Гости рассаживаются за накрытыми столами.
Воспитатель:
-Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?
-Уважаемые ребята, готовы ли вы к приему наших гостей? Как вы себя чувствуете? А когда еще вы себя хорошо чувствуете?
Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью, горем, просто поговорить о том, о сем.
Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития.
Воспитатель:
Здравствуйте, друзья!
Приглашаю к чаю я!
Мы не просто чай попьём,
Мы беседу проведём.
Где, когда и почему?
Чай прославился в миру!
И сегодня наш праздник мы посвятим чаю. Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный — чай. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Его пьют во всех частях света.. Чай — прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.
Ученик рассказывает одну из легенд
Воспитатель: Итак, родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги.
Во дворце этот ароматный напиток пили только в торжественные дни.
Постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Европу и другие страны, в том числе и Россию.
4. Появление чая в России (инсценировка сказки)
Ведущий. Ребята, а чтобы узнать как же чай пришел в Россию предлагаю отправиться на машине времени в далекий 1638 год, когда правил на Руси русский царь Михаил Федорович Романов?
Ведущий
Три девицы под окном
Вышивали вечерком.
Ученица 1
Кабы я была царица,
То на весь крещённый мир
Приготовила бы пир.
Ученица 2
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Ученица. 3
Коли буду я царицей,
Так я батюшке царю
Пачку чая подарю!
Ученица 1.
Господи, сестра, изволь,
У тебя, похоже, боль
В голове или в зубу.
Говоришь ты ерунду.
Ученица 2.
Ишь, придумала какое!
Я в ней спесь-то успокою!
Ведущий.
Ой, сестрицы дорогие!
Разошлись вы не на шутку,
Успокойтесь на минутку,
Я вам сказку расскажу
Про глубоку старину.
А сестрица-то, похоже, .
Эту сказку знает тоже.
Царь.
Вы, послы мои, идите,
К Алтын -хану попадите,
Одарите соболями,
Черно-бурыми лисами
Да каменьев драгоценных
Захватите непременно.
Ведущий.
Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно,
Ожидать послов обратно.
Царь.
Много ценных я диковин
Алтын -хану приготовил,
Чем ответит Алтын-хан?
Что же мне пришлет он в дар?
Ведущий.
Дни и месяцы прошли.
Возвращаются послы.
Царь их кормит, и поит,
И ответ держать велит.
Царь.
Чем ответил Алтын-хан?
Что же мне прислал он в дар?
Послы
В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын-хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако.
Вот смотри подарок, на-ка! (коробка с надписью «чай»)
Ведущий.
Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь.
Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется хан над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!
Ведущий
Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо- листья заварить
Да боярам подносить.
Царь.
Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий.
Глотнул раз. Потом второй.
Царь-то наш дивится чуду.
Вкус крутой пришелся по вкусу.
Царь
Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
Ученица 3.
Ой вы, гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Воспитатель Вот так пришел чай к нам в Россию. И уже 377 лет без чая не могут жить на Руси.
Сейчас чай возделывают на пяти континентах. Чайный куст — вечнозеленое растение высотой около метра. Чай растет на чайных плантациях. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: вскапывают землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают и поливают кусты.
Но основная работа — сбор листьев, с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхние молодые побеги с 2—3 листочками. Сбором листьев занимались женщины.
Особенно тяжелой была работа у сборщиков чая в прошлом. Сейчас на помощь чаеводам пришла техника. Затем готовый чай перевозят на другую фабрику для расфасовки. Там его фасуют в упаковки и отправляют в магазины. А из магазина чай приходит к нам в дом.
5. Многообразие чая. (работа с коробками чая)
6. Реклама чая.
А какой чай любите вы, прошу вас расскажите нам.
1. Чай наш крепкий и душистый
И по цвету золотистый.
Угостить гостей всех рад –
Царь напитков – чай «Ахмат».
2. Мы с друзьями за столом
Говорим о том, о сём.
А потом в конце обеда
В гости к нам спешит «Беседа».
3. Наш напиток необычный.
Цвет – зелёный, симпатичный.
Улучшает общий вид
Вкусный, свежий чай «Гринфилд».
4. Он подарит настроенье,
Усмирит сердцебиенье.
Укротит давленья бури-
Чудо – чай «Принцесса Нури».
5. Тот, кто курит, пиво пьёт –
Мало на земле живёт.
Скажем «нет» алкоголизму,
Пейте лучше нашу «Лисму»!
7. Советы Доктора
Воспитатель Чай обладает целебными свойствами, помогает исцелиться от многих болезней.
К нам в гости пришел доктор Пилюлькин. Предлагаю послушать его советы.
Доктор Пилюлькин.
Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг.
Чай – это богатейшая аптека. Учёные установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль. В народе считается, что чай от 49 болезней помогает.
Вот он какой чай!
Воспитатель: Спасибо, доктор за твои советы! Вот эти памятки, вам помогут.
8. Практическая часть. (заваривание чая)
А теперь по инструкционным картам мы заварим чай.
9. Сервировка стола
Воспитатель: Ну что ж чай мы заварили. Теперь пришло время сервировки стола. Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников к написанию полотен. Вот некоторые из них.
Учитель: Посмотрев эти картины, вы можете увидеть, что же подавали к чаю раньше? А что подают к чаю сейчас?
А сейчас немного из истории сообщение ученика о самоваре.
Обычай пить чай повлёк за собой появление таких предметов, как: фарфоровые чашечки, блюдца, сахарницы, заварочные чайники, щипчики и топорики для сахара, и подстаканники. Подстаканники появились на Руси в 19 веке, когда «стекла стало больше». Мужчины пили чай в стаканах с подстаканниками, а женщины из блюдца.
Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.
10. Проведение мастер-класса "Складывание салфетки в форме лилии"
11. Продолжаем сервировать стол.
На середину чайного стола можно поставить самовар. Также на середину ставят сухарницу, тарелочки с выпечкой, вазочки с вареньем, тарелку с лимоном. Выпечку можно купить в магазине, а можно испечь самим. С некоторыми рецептами, вам познакомят наши девочки. (девочки рассказывают пару рецептов выпечки)
Воспитатель. А теперь настало время ответить на главный вопрос. Почему русский человек не может прожить без чаепития. Почему на Руси любят пить чай.
(на листочках,напечатаны высказывания, листочки приклеены на ветку сирени, все по очереди отрывают от веточки листочек и зачитывают).
Воспитатель :Вот и подходит к концу наш праздник. И хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением. Давайте все вместе споём песенку на мотив “Голубой вагон”
1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
П – в
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем ароматный чай.
Каждому, каждому
Счастья ты пожелай
И улыбнись друзьям и учителям.
2. Знаем лучше доктора серьёзного –
Лечит чай,и скуку, и тоску.
Приглашаем мальчиков и девочек
Выпить ароматного чайку!
Воспитатель: Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Конечно, за одну встречу невозможно рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Мы сегодня хорошо отдохнули, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.
Ученик: Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
Стол накрытый давно уж ждет.
Ученица: Приглашаем к самовару!
Вкусным чаем угощаем!
И внакладку, и вприкуску.
Все: Пейте чай, друзья, по-русски!
Воспитатель.
Мы делились тем, что знали
Попытались всех увлечь.
Не прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!