Дарья Махоркина
Праздник Иван Купала в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: Материал предназначен для воспитателей, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, для знакомства с русскими народными традициями. Праздник может проводиться как в помещении, так и на улице.
Цель: Знакомство с праздником Иван Купала.
Публикация «Праздник Иван Купала в детском саду для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи: расширять представления детей об окружающем мире, развивать познавательные интересы на основе использования фольклорного материала; формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой; способствовать возрождению национального самосознания при празднования Ивана Купала в детском саду.
Ход праздника:
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня у нас праздник – Иван Купала. Это русский народный праздник. Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Еще его называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Это самый длинный день и самая короткая ночь в году, в этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.
По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Воспитатель: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»
ХОРОВОД «На Ивана Купала» («Волшебники двора»)
Воспитатель: Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое.
Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут.
Воспитатель просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы.
Игра «Ручеек».
Воспитатель с веточкой березы проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка - становится водящим.
Воспитатель: Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения.
Угадайте, какие травы я с собой принесла?
(все ответы сопровождаются видеорядом из цветов).
Загадки.
Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (РОМАШКА)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (РЕПЕЙНИК)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(ОДУВАНЧИК)
Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Звать ее? (КРАПИВА)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный (ВАСИЛЁК)
Воспитатель: Вы детишки не простые, заводные, озорные,
Давайте поиграем в игру «Возьми ленту», вместо лент раньше использовали венки, а мы с вами возьмем разноцветные ленты.
«Возьми ленту» или «Возьми венок»
Число участников игры должно быть на одного человека больше числа лент (венков). Дети встают в хоровод, в центре которого лежат ленты. Пока играет музыка, все водят хоровод, но как только музыка прекращается, все стараются быстро поднять ленту. Кому не хватило ленты (веночка, выбывает из игры, число участников уменьшается, число лент так же должно уменьшиться на один, и так до тех пор, пока не останется два участника и одна лента. Победитель тот, кто первым схватит последнюю ленту.
Звучит пение птиц, ведущая находит письмо.
Воспитатель: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Воспитатель: Чтобы нам добраться до волшебного цветка, нужно запастись воды. И наше первое задание «Водоносы»
1. Водоносы.
Для участия в этой игре понадобятся две команды. Каждая должна состоять не менее чем из четырех человек. На команду даются пластиковый стаканчик и пустая емкость, которую необходимо наполнить водой за определенное время. Участники не могу помогать себе руками, они прячут их за спиной. По команде ведущего первые игроки, стоящие в команде, берут зубами стаканчик, бегут к сосуду с водой и набирают в нем воду. Затем они возвращаются к своей команде и выливают воду в свое пустое ведро. После этого стаканчик передается следующему игроку. Выигрывает та команда, которая за определенное время наберет больше воды.
Воспитатель: Чтобы найти волшебный цветок, надо на тот берег реки переправиться. Не просто это сделать. Нам нужно перебраться подручными средствами.
2. Игра-эстафета «С кочки на кочку».
Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку-обручи, стараясь перебраться с одного берега на другой.
Воспитатель: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!
3. Запустить красного петуха.
Воспитатель спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.
Воспитатель: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.
4. Эстафета «Прыжки через костер»
Воспитатель: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.
5. Веревочка
Для этого конкурса нам понадобится длинная веревка. Середину веревки перевязываем яркой ленточкой. На оба конца веревки привязываются палочки. Кто быстрее накрутит веревку на палочку – тот и побеждает.
Воспитатель: И заключительное задание.
6. Игра «Горелки»
Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди — не воронь, беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается догнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит - водит.
Звучит музыка для цветка
Воспитатель: Кажется у нас получилось. Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.
Воспитатель и дети ищут цветок.
Воспитатель поднимает «папоротник» .