Нелли Дьяченко
Правовые знания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
“Правовые знания в ДОУ”
Девиз: «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества».
Цель: Правовое знание в ДОУ и обмен опытом.
СОДЕРЖАНИЕ
1. 20 ноября Всероссийский день правовой помощи.
2. Консультация
3. Семинар- практикум
История календарной даты 20 ноября.
Публикация «Правовые знания в ДОУ» размещена в разделах
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла один из важнейших документов – Декларацию прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющие действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей и которая имела целью обеспечить детям счастливое детство. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами.
В этот же день в 1989 году (через 30 лет) была принята Конвенция о правах ребенка, согласно которой ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Именно поэтому 20 ноября считается Всемирным днем ребенка.
Права ребёнка – это свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка, которые нашли свое отражение и в нормативных правовых актах Российской Федерации.
25 сентября 2013 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» было принято решение о проведении в регионах Российской Федерации Всероссийского дня правовой помощи детям, начиная с 20 ноября 2013 года.
2. Основные права и обязанности ребёнка в Российской Федерации
Основные права ребенка :
•Право на жизнь;
•Право на имя и гражданство;
•Право на семью;
•Право на бесплатную медицинскую помощь;
•Право на защиту от насилия и жестокости;
•Право на свободу совести и религиозных убеждений;
•Право на труд;
•Право на отдых и досуг;
•Право на защиту жизни и здоровья;
•Право на образование;
•Право на жилище;
•Право на свободу слова;
•Право на получение информации;
•Право пользоваться достижениями культуры;
•Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
С рождения. Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
В 6 лет. Шестилетний гражданин вправе :
•посещать школу (6 лет 6 месяцев);
•самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки (например, покупать в
магазине продукты).
В тоже время у ребенка, как и у всякого гражданина, есть ещё и обязанности:
•не нарушать права и интересы других людей;
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребёнка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Жестокое обращение в детстве делает социально дезадаптированными, не умеющими создавать семью, быть хорошими родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи, опекуны, попечители и т. д.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
-замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребё нка относятся:
-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;
- должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
По данным европейских и американских исследований, в последние годы число появлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растёт.
Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:
- неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- конфликты между родителями;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребёнок;
-умственные или физические недостатки ребёнка;
- трудный ребёнок.
Какими законодательными документами регулируются права ребенка
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
Федеральный закон «Об образовании»;
Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Федеральный закон об опеке и попечительстве
- Конвенция - это соглашение, договор, обязательный для выполнения.
Декларация – образец-призыв.
Предлагаю провести разминку.
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
А)45;
Б)37;
В)54;
Г)53.
2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства- участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
А) право на жизнь, гражданство, образование;
Б) право на жизнь, семейные связи, образование;
В) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
А) органы управления РФ;
Б) органы местного самоуправления;
В) образовательное учреждение;
Г) родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
Б) ребёнок и родители или другие лица, заменяющие родителей;
В) родители или другие лица, заменяющие родителей, и образовательное учреждение;
Г) родители и органы местного самоуправления.
5. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы?
А) да, если они получены с согласия родителей;
Б) да, если они получены не в результате правонарушения;
В) нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
Г) нет, ребёнок не должен работать.
6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А) учредитель;
Б) органы управления образовательным учреждениям;
В) должностные лица образовательного учреждения;
Г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?
А) заведующий как представитель образовательного учреждения;
Б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;
В) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
Г) учредитель образовательного учреждения.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
Б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
В) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
Г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Викторина «Права литературных героев».
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, зайка из сказки «Ледяная избушка».)
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)
5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».)
6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».
7. В каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?
(«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»)
8. В какой сказке эксплуатируют героиню?
«Золушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»
9. В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?
«Карабас – Барабас»
10. В какой сказке похищают ребёнка?
«Снежная Королева»
Задание для воспитателей:
1 ситуация. Наташа играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и …горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?
2 ситуация. Оля любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама…что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
Ролевая игра «Юридическая Консультация»
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка".»
Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов.
2. Тренинг «Общение между взрослыми и детьми»
Позитивно относиться – значит принять точку зрения ребенка, понять его личность. Поприветствуйте своего соседа открытой доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию. Что вы чувствовали когда улыбались другому человеку. Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?
Упражнение 1. Возвращение в детство.
Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните какой-либо случай своего общения со взрослым в детском возрасте, проанализируете свои ощущения (со стороны ребёнка, со стороны взрослого). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?
Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»
Вопросы:
1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребёнка.)
2. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка. (20 ноября 1989г.)
3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребёнка? (54.)
4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка? (В 1990г.)
5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребёнка? (191страна.)
6. Какая высокоразвитая страна мира пока ещё не подписалась под Конвенцией? (США.)
7. В каком году была принята всеобщая Декларация прав человека? (В 1948 г.)
8. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (От 0-18 лет.)
9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей.)
10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребёнку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь.)
11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)
12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)
13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)
14. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью.)
15. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (С 3-х лет.)
16. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя.)
17. На какие виды делятся права ребёнка? (Защита от всех форм жёсткого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)
Игра «Волшебный сундучок» (достать записки с названиями предметов)
Свидетельство о рождении. О каком праве напоминает? (О праве на имя.)
Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь.)
Домик. О каком праве напоминает? (О праве на имущество.)
Конверт. О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать.)
Букварь. О каком праве напоминает букварь? (О праве на образование.)
Игрушечный утёнок и утка. О чём напоминает эта игрушка? (О праве ребёнка быть вместе с мамой.)
Уважаемые коллеги! Обучая других учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать сои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.
Спасибо за внимание!