Светлана Логвинова
Правовое воспитание и культура безопасности в старшему возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Правовое воспитание и культура безопасности в старшем возрасте»
С самого раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы.
Публикация «Правовое воспитание и культура безопасности в старшему возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Знание прав- это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.
Система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях, однако анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в детском саду и семье в нашей стране изучается недостаточно. В методических материалах практически отсутствуют разработки по правовому воспитанию дошкольников. Педагоги формируют у детей знания о правах, но эти знания остаются лишь знаниями. Для нас же важно, чтобы ребенок применял свои знания в нравственно- правовом поведении, характеризующимся уважением прав других. Это стало определяющим в разработке и апробации элементарной системы организационно-педагогической работы в ДОУ по формированию основ правовой культуры старших дошкольников.
Целью стало изучение условий правового образования дошкольников в ДОУ и уровня правовой культуры старших дошкольников, включающей анализ имеющихся у детей правовых представлений и проявления уважительного отношения к действующим поведенческим нормам нравственно-правового поведения. Для этого проводилось диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с педагогами и родителями, собеседование с детьми по карточкам, анализ материально-технического оснащения групп для организации правового воспитания дошкольников. Определили направления работы, согласованности и скоординированности деятельности всех участников педагогического процесса.
Актуальность обозначенной проблемы возрастает в связи с тем, что дошкольный период сенситивен для формирования у ребенка коллективных качеств и гуманного отношения к окружающим его людям.
Работа старшего воспитателя :
Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива.
Ознакомление коллектива с существующими законодательными актами
по защите прав и достоинства ребенка.
Определение места правового образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
Мониторинг деятельности всего коллектива.
Проведение методических семинаров.
Участие и распространение опыта работы ДОУ по правовому воспитанию.
Подготовка наглядного материала, литературы.
Работа с родителями.
Совместная работа с воспитателями старшей и подготовительной групп:
Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
Правовое воспитание и образование дошкольников.
Повышение уровня правовой культуры родителей.
Для решения задач правового воспитания дошкольников и повышения правовой культуры педагогов составлен план методической работы на учебный год. Мы включили в процесс формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста родителей и провели следующие мероприятия:
Оформление стенда «Защита прав детей в семье» с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека.
Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».
Выставка семейных работ «Мама, папа, я- счастливая семья»
Лекция «Семейное воспитание- причина нарушения поведения детей».
Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.
Консультация «Типы родительской любви».
Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
Письменная консультация «Восемь типов родительской любви».
Родительское собрание «наказания в воспитании».
Посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.
Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.
Родительское собрание «Особенности психического развития ребенка-дошкольника.
Совместные физкультурные праздники («Мама, папа, я- спортивная семья»).
С целью формирования у детей представлений о праве разработан и апробирован цикл занятий, на которых детей знакомили с разработанными нами материалами на печатной основе «Мои права».
Содержание занятий предполагает знакомство детей с основными правами и свободами человека: правами на имя, семью, свободу и равенство, владение личным имуществом, собственное мнение, быть гражданином страны. Детей знакомили с адаптированными текстами международных документов, раскрывающих основные права и обязанности человека: Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка. При этом важно сразу объяснить детям неразрывность и единство прав и обязанностей человека.
Педагоги организовали литературное чтение для детей в утреннее время и во второй половине дня. Примером такой работы является пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Дети отвечали на вопросы : «Почему обитатели птичьего двора смеялись над утенком и прогоняли его?», «Почему его называли гадким?», «Какие чувства испытывал утенок на птичьем дворе?», «Почему так нельзя относиться к живому существу?».
Побуждая детей к размышлениям о прочитанном, мы тем самым вызываем у детей чувство неприятия унижения личности и желание сопротивляться насилию, содействуя, таким образом, осознанию ребенком права на защиту от унижений, грубого обращения.
Для закрепления представлений детей о праве на имущество и неприкосновенность жилища мы обратились к сказкам. Например, в беседе по сказке «Три медведя» детям задавались вопросы: «Какое право нарушила девочка?», «Имела ли она право без разрешения входить в чужой дом?», «Можно ли без разрешения брать чужие вещи?».
Беседы с детьми о нравственно-правовом поведении проходят в непринужденной обстановке групповой комнаты, в игровом уголке. Искренний доброжелательный тон педагога создает атмосферу уюта, помогает эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей, о добре и зле. В одной из бесед детям предлагалось обсудить вещи, которыми дети особо дорожат- «сокровища». Педагоги сначала рассказывают о самой дорогой для него вещи, а затем дети рассказывают о предметах, которые для них особенно важны, их назначении, почему эта вещь им дорога и то, как бережно надо с ней обращаться. Главный вывод такой беседы- у каждого человека могут быть личные вещи, без разрешения их брать нельзя.
Одним из основных нравственно-правовых представлений является осознание детьми существования правил поведения в обществе. Группа детского сада является для детей первой моделью устройства того общества, в котором они живут, где существуют определенные обязанности. Кроме правил, которые дети уже узнали в младшем и среднем возрасте, мы им рассказываем о том, что в группе детского сада соблюдаются и другие правила :
- у каждого ребенка есть имя, поэтому следует обращаться друг к другу по имени;
- все дети равны, свободны и каждый ребенок достоин уважительного отношения, нельзя обижать и оскорблять друг друга: драться, кричать, обзывать, дразнить;
- каждый ребенок в группе может заниматься любимым делом, не мешая другим детям и взрослым;
- у каждого ребенка в группе есть собственное имущество, нельзя без разрешения брать чужое имущество;
-правила одинаковы для всех.
После закрепления у детей представления о правилах педагоги разъясняют им понятие обязанностей.
В форме маленьких рассказов для детей педагоги знакомили с гражданскими правами :
«Каждый человек имеет право быть гражданином той страны, в которой родился и живет. Он обязан уважать ее законы, гордиться историей и культурой, стремиться совершать полезные для общества поступки».
«Ребенок рождается в семье. У него есть мама и папа. Но каждый ребенок рождается и в какой-то стране, например: России, Франции, Германии. Твоя родина-Россия, ты- россиянин. Ты- гражданин России».
Чтобы ознакомить детей с правом свободного передвижения, был составлен следующий рассказ: «Мы с тобой- граждане России. Мы можем свободно путешествовать по нашей стране и узнать о ее истории и жителях. Мы можем также совершать поездки и в разные страны мира, знакомиться с природой, обычаями, песнями, танцами этих стран. После путешествий люди имеют право возвращаться в свою страну и свой дом.
Широко используются материалы региональной направленности. Для того, чтобы детям стало понятно значение такого правового понятия, как право на труд, приводим примеры из жизни близких им людей, рассказываем о значимости их труда для общества. В работе используются и литературные произведения: басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» и другие. В игровой форме дети объясняли значение поговорок: «Делу время, потехе- час», «Маленькое дело лучше большого безделья» и другие.
С целью закрепления понятия о праве на труд и воспитания к нему уважительного отношения используется знакомство- наблюдение «Кубанское окно» : дети наблюдают за происходящим за окнами группы. Воспитатели обращают внимание детей на то, как одеваются жители города в зависимости от погоды и времени года, различия в походке и внешнем виде людей и т. д. ; совместно делались предположения о причине и цели появления людей на улице, предлагалось детям самостоятельно рассуждать о возможном характере их работы, разнообразии видов человеческой деятельности; подводим к суждению о труде как обязанности, уважительном отношении к труду, его значимости и общественной пользе.
Дети также сочиняли рассказы на нравственно-правовую тематику.
Таким образом, правовое воспитание старших дошкольников в организационно- педагогической деятельности построено с учетом организации целостного педагогического процесса в ДОУ, направленного на усвоение детьми правовых представлений, воспитание уважительного отношения к действующим поведенческим нормам и формирование адекватных моделей нравственно-правового поведения. В процессе формирования основ правовой культуры используются различные средства, методы и приемы работы с детьми. В работе не менее важное место отводится правовому просвещению педагогов ДОУ и родителей. Все это обеспечивает в дальнейшей работе с детьми необходимую им сумму представлений об основах права, постепенный рост уровня их правовой культуры.