Татьяна Устюжанина
Правильное питание дошкольника-залог здоровья.
▼ Скачать + Заказать документы
Разговор о правильном питании»
(апробация программы)
В последнее время в обществе остро встаёт проблема снижения уровня показателей здоровья детей. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Сегодня рацион питания многих детей не соответствует рекомендациям специалистов: более 80% родителей указывают на то, что испытывают трудности при организации питания в семье, а их дети предпочитают полезным продуктам и блюдам сладости и фаст - фуды.
Публикация «Правильное питание дошкольника-залог здоровья,» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.
В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения дошкольников основам правильного питания.
Основной целью нашей работы в рамках реализации данной программы являлось:
формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи:
-расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
-формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
-воспитывать у детей культуру здорового питания;
-просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.
Программа носит интегрированный характер и её реализация проходила через следующие образовательные области:
-познавательное развитие
– речевое развитие
-социально – коммуникативное развитие
-физическое развитие
-художественно – эстетическое развитие
Согласно разработанному комплексно тематическому плану совместная деятельность детей, педагогов и родителей организовывалась в разнообразной форме с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Вся деятельность по проекту основывалась на принципе интеграции образовательных областей, что позволило значительно оптимизировать образовательный процесс.
Непосредственно образовательная деятельность в рамках программы «Разговор о правильном питании» включала в себя следующие формы работы;
1. Беседы
2. Составление рассказов по картинкам
3. Дидактические игры
4. Театрализованные игры.
5. Игры - инсценировки
7. Проекты
6 Наблюдение и экспериментирование и т. д.
-Образовательная область «Познавательное развитие»
Была организована экскурсия в библиотеку на экспозицию «Страна волшебная - Здоровье». Забавные персонажи Незнайка, Волк и Мишка помогли акцентировать внимание детей на ценности здоровья для каждого человека
Дети побывали на экскурсии на пищеблоке детского сада. Большой интерес у детей вызвало специальное оборудование огромная картофелечистка, электрическая мясорубка, большой дуршлаг, огромные доски для нарезания различных продуктов.
Повар познакомила ребят с назначением основного оборудования кухни. Но, конечно же, главные на пищеблоке - это повара, которые готовят еду быстро, вкусно и при этом сохраняют в ней больше полезных веществ. В конечном результате приготовленная еда приходится по вкусу всем воспитанникам детского сада.
Ввели в образовательный процесс ежедневное сообщение детям дополнительной информации, связанной со здоровьем, под рубрикой «Узнайте, это интересно!».
Дополнительным подспорьем в работе над программой стали детские энциклопедии и книга Георгия Юдина «Главное чудо света», в которых ярко и наглядно, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников рассказывается о том, как устроен человек, как правильно заботиться о человеческом организме и как правильно питаться.
Чтение художественных произведений помогло нам обогатить и закрепить знания детей по программе «Разговор о правильном питании». Были подобраны пословицы, поговорки отражающие тематику здорового образа жизни, загадки, скороговорки о продуктах питания.
-Образовательная область «Коммуникативное развитие»
Беседы на тему: «Как стать сильным и здоровым», «Что вкусно и полезно», «Здоровая пища» и занятие по составлению творческого рассказа «Как я берегу своё здоровье» развивали у детей умение свободно общаться по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
Вместе с детьми мы составили «Цветок здоровья», лепестки которого обозначали правила сохранения здоровья :
«Знай и люби своё тело»
«Занимайся физкультурой»
«Соблюдай правила гигиены»
«Выполняй режим дня»
«Правильно питайся»
«Скажи «Нет!» вредным привычкам
Приобщение дошкольников к нормам здорового образа жизни происходит в первую очередь в игровой деятельности.
В первую очередь, это дидактические игры здоровьесберегающей направленности, такие как:
«Сложи пирамиду питания»
«Цветок про зубок»
«Что полезно, что вредно для здоровья»
«Витаминки в корзинке»
«Доктор Лук в гостях у ребят»
После беседы «Кто заботится о нашем здоровье» создали условия для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Аптека», «Супермаркет»
Разработали конспекты занятий:
«Пейте дети молоко, будете здоровы»,
«В рыбном царств, в рыбном государств», «Путешествие в страну сладкоежек», «Вырос в поле колосок», «Овощи, ягоды и фрукты –витамины продукты», «Кашу маслом не испортишь», .
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» позволила нам расширить кругозор наших воспитанников об организме и здоровом образе жизни человека.
Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность по ознакомлению с продуктами питания :
«Мандарин, банан, арбуз – ты узнай мня на вкус»
«Рассмотри кожицу у лука»
«Чок, чок –помоги нам язычок» (кисло, сладкое, солёное)
- Образовательная область «Физическое развитие»
Были проведены Уроки здоровья на тему :
«Чистые руки» «Волшебная капелька» «Как стать сильным и здоровым»»
В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о пользе правильного питания, соблюдении режима, обработке продуктов.
Во время проведения спортивных игр дети учились спортивному поведению, взаимоуважению, воспитывали силу воли и узнали, что значит «стремиться к победе».
В играх «Съедобное –несъедобное», «Разложи продукты на разноцветные столы», «Меню спортсмена» и др. дети закрепили ёщё раз свои знания о продуктах питания.
-Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»
Рисование «Корзина здоровья», «Смелый огурец», «Сладкая Фея», «Фруктовая сказка» и аппликация «Овощная радуга витаминов». Лепка из солёного теста
Использование средств продуктивных видов деятельности позволило нам обогатить и закрепить полученные детьми знания о продуктах питания.
Так, после беседы о душевной красоте, душевном здоровье человека дети постарались выразить свои мысли в аппликации. Коллективная аппликация стала наглядным сопровождением к теме «Где прячутся витамины?».
Разработали познавательно –исследовательский проект «Удивительные приключения Витаминки и её друзей»
В рамках проекта была проведена игра «Сказочный огород», игра –конкурс «Поле чудес»
Данные игры создают условие для формирования таких понятий как: питание, пища, правила разумного питания, гигиены питания. А также развивают валеологические навыки детей, учат заботиться о своём здоровье.
Согласно ФГОС ДО ребёнок должен познавать мир в практической деятельности. Поэтому, вместе с ребятами мы изготавливали фруктовое канапе, овощные салаты, демонстрировали работу соковыжималки (возможности овощей и фруктов). Смешивая различные соки: (слива –яблоко, морковь –огурец) дети не только узнавали пользу овощей и фруктов, но и получали удовольствие от выполненных действий.
Провели ярмарку мучных изделий «Батон, душистый каравай, любой по вкусу выбирай»
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая работа в детском саду не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй.
Были выпущены информационные бюллетени «Меню здорового питания»
Оформлены наглядные материалы для родительского стенда:
- «Семейный кодекс здоровья»
- «Сказочное питание.»
Подготовлены консультации: «Как организовать питание ребёнка дома», «Роль витаминов в детском питании»
Слайд 30 Создали «Кулинарную книгу», в которой родители воспитанников делились секретами приготовления любимых блюд.
Разработали для родителей картотеку детских блюд на весенне-летний период "Полезная вкуснятина". Данная картотека включает в себя перечень необходимых продуктов и способов приготовления детских блюд.
Во время встреч с родителями за круглым столом, мы активно рассматривали вопросы формирования здорового образа жизни.
В группе оформлена наглядная информация: «Уголок здоровья», в содержании которого отражена работа с детьми по формированию привычки к здоровому образу жизни, оздоровительно-профилактическая работа.
Свои рекомендации по организации правильного рационального питания давали старшая медсестра и шеф-повар на заседаниях клуба для родителей «Семейное кафе»
Родители приняли активное участие в изготовлении поделок «Осенние фантазии» и в конкурсе газет на тему «Здоровое питание»
Итоговым мероприятием реализации программы «Разговор о правильном питании стал праздник», посвящённый Всемирному Дню здоровья, на котором были организованы весёлые спортивные игры и эстафеты «Правильно питаемся, растём и развиваемся»
В результате реализации программы "Разговор о правильном питании» воспитанники и родители получили большую информацию о правильном питании, научились отличать полезные и вредные продукты, соблюдать правила гигиены, правила поведения после еды.
Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем; благодаря ей, не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни.
Надеемся, что реализация программы способствовала пересмотру рациона питания в семьях наших воспитанников, родители будут чаще включать в детское меню полезные блюда, следить за режимом питания своих детей.
Своё выступление я хочу закончить словами
В. А. Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя»
Спасибо за внимание.