мухина
Правильная расстановка развивающей среды для детей дошкольного возраста дома
▼ Скачать + Заказать документы
Рaзвивaющая предметнo-прoстрaнственнaя средa – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Взрослый создaет среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. Среда развития ребенкa, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Публикация «Правильная расстановка развивающей среды для детей дошкольного возраста дома» размещена в разделах
Прежде всего можно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.
Также интересная идея в создании «ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ». Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т. д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т. е. для чего нужно, где и как используется.
«КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ». Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, что-бы они были понятны ребенку. Важно найти достойное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием, родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности. Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко. Проверьте, соответствует ли стул и стол росту ребенка. На столе, кроме листа бумаги, находятся краски, кисти, стаканчик - непроливайка. Позаботьтесь также о том, чтобы у малыша было место для хранения материала. Приучайте ребенка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит свое рабочее место перед занятием и убирает его после работы. Родители должны позаботиться о разнообразии материалов для творчества.
Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства. Интересно собирать коллекцию открыток, книг, значков и прочее, рассматривать с ребенком его коллекцию, располагать пред-меты, картинки в определенном порядке.
Родителям следует уделять внимание и на подбор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества.
Самое главное в организации детской комнаты, это проверка:
1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т. е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата, который подтверждает безопасность материалов и оборудования;
2) безопасности материалов и оборудования, т. е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. Игрушка может нанести как физический (потеря здоровья, так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);
3) развивающий потенциал игрушки.
Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.
Статья составлена совместно с научным руководителем Березовской Е. В.