Кравцова Евгения Михайловна
Правила работы с детьми по системе Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных правил, которые необходимо соблюдать, занимаясь с малышом по системе Монтессори, - ни в коем случае не наказывать ребенка за ошибки. Возможно, в этом сейчас нет ничего удивительного, но для своего времени (а система Монтессори создавалась в начале XX в.) - это было поистине революционным прорывом. Однако не только наказания отвергались педагогом: любые награды также были объявлены неприемлемыми. Объяснялось это тем, что именно они, вызывая дух соперничества и соревнования, порождают в ребенке к близкому человеку. Явные награды (которыми, кстати, являются и традиционные оценки) Монтесори предложила заменить одобрением и поддержкой ребенка, причем в данном случае не стоит экономить: похвала, даже чрезмерная, не заставит малыша излишне возгордиться, а лишь пробудит его самостоятельность, независимость и уверенность в себе.
Публикация «Правила работы с детьми по системе Монтессори» размещена в разделах
Вообще, самостоятельность - любимое слово Монтессори : она призывает всех родителей без устали развивать в своем ребенке стремление к тому, чтобы делать все самому. Главное - не спешить бросаться на помощь малышу, особенно если он этого не просит: рисовать за него, нанизывать бусины, возводить пирамидку и т. д. Кроме того, не в коем случае не стоит ругать ребенка за ошибки, которые он допустил, пытаясь выполнить какое-либо задание. В этом случае самое лучшее и правильное, что могут сделать родители, - это терпеливо ждать, когда малыш сам спокойно разберется во всем, попробовав несколько раз, научится на собственных ошибках и обязательно сделает все правильно. Именно спокойные действия родителей и их терпеливое ожидание избавят малыша от чувства неуверенности в себе и боязни совершать какие-либо действия в дальнейшем.
Монтессори очень ценит свободный выбор ребенка: он обязательно должен самостоятельно выбирать, какую книжку почитать в данный момент, чем заниматься сейчас и т. д. Педагоги, работающие по системе Монтессори, советуют непременно спрашивать у малыша, почему он сделал именно такой выбор? Это научит ребенка не только принимать конкретное решение, но и объяснять, а значит, и обдумывать его заранее.
Очень важно не обрезать малышу его творческие "крылья" : если он хочет рисовать именно своим, "экстремальным" способом - когда красочные брызги летят во все стороны и весь юный художник с ног до головы перепачкан гуашью - пусть рисует! Конечно, непросто смириться с тем, что после занятий одежда и пол будут бесповоротно испорчены, однако вполне возможно постелить клеенку, выбрать одежду, которую не жалко и позволить своему малышу творить так, как ему хочется.
Любое занятие обязательно должно заканчиваться тем, что малыш сам, без посторонней помощи, раскладывает все, что требовалось для "урока", по своим местам. Порядок в системе Монтессори имеет определяющее значение: по мнению педагога, порядок вокруг ребенка автоматически организовывает и его внутреннюю жизнь. Если родители спокойно относятся к тому, что кубики, бусинки, карандаши и прочие принадлежности хаотично валяются по всей комнате, вряд ли стоит ждать, что их ребенок с течением времени вырастит в организованного, спокойного и ответственного человека.
Несмотря на то, что словосочетание "раннее развитие" некоторыми родителями нередко понимается так, что малыш должен получать поток новых знаний и умений практически с момента своего рождения, развивать ребенка по системе Монтессори лучше всего тогда, когда ему исполняется 18 месяцев или 3 года. Однако, надо заметить, эти цифры справедливы только для тех детей, которые занимаются по системе Монтессори не дома, с мамой, а в специальных группах, где присутствие родителей не предполагается.
Справедливости ради, нужно отметить, что в домашних условиях довольно непросто создать специальную среду Монтессори, да и, что греха таить, не каждая мама обладает необходимым педагогическим опытом, позволяющим не только правильно воспользоваться специальным дидактическим материалом, но и создать нужную развивающую обстановку. Однако если есть желание и стремление, вполне возможно и дома успешно использовать для развития малыша многочисленные и занимательные упражнения, разработанные Монтессори, а вместо специальных пособий применять настоящие предметы (посуду, щетки, прищепки и т. д.) и вообще все, что есть под рукой.
М. Монтессори была твердо убеждена в том, что дети до трех лет не должны отлучаться от родителей, считая, что родной дом малыша - это самая лучшая и подходящая для него развивающая среда. Она утверждала, что дети до трех лет находятся в особом, неподвластном другим состоянии, которое не может быть регулируемо взрослыми людьми. Малыши в возрасте до трех лет - особые существа, воздействовать на которые совершенно невозможно, однако их можно развлекать, наблюдая за тем, что именно интересует их в данную минуту.
Дети более старшего возраста - от 3 до 6 лет - самые благодарные "ученики" : они не только с удовольствием посвящают все свое время различным играм и упражнениям, предлагаемым системой Монтессори, но и с радостью занимаются более серьезным делом (хотя что может быть серьезнее собственного развития) - ухаживают за домашними животными, поливают цветы, кормят рыбок, пытаются самостоятельно мыть посуду и подметать пол, причем принуждать их ко всему этому совершенно не нужно: для них эта работа лучше любой игры. Кроме того, дети этого возраста с удовольствием соблюдают порядок, раскладывая все по своим местам, а также предпочитают самостоятельно одеваться и есть. Иными словами, трехлетки с восторгом встретят увлекательные и удивительные для них развивающие занятия по системе Монтессори.