Наталья Шаблина
Семинар «Правила и жизнь по правилам»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар "Правила и жизнь по правилам"(1)
1. Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в процессе воспитания детей.
А я хотела бы сегодня поговорить о правилах, о жизни по правилам и влиянии правил на психологическое здоровье человека. А начать я хотела бы с притчи.
Публикация «Семинар „Правила и жизнь по правилам“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
(2) «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать комфортно, а для этого мы должны научить их соблюдать правила.
(3) - Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
2. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
В результате проведения опроса педагогов и родителей в одном из детских садов г. Екатеринбурга по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье - это совокупность нескольких составляющих.
(4) Здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?
(5) Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:
• появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
• переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
• проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).
Огромную роль в сохранении психологического здоровья несут в себе правила и жизнь по правилам.
(6) Правила, порядок, ответственность - безусловные ценности общественной жизни. Так получилось, что сегодня не только дошкольники, но и практически все взрослое население России пытается ответить на вопрос, что же такое «правила, обязательные для всех» и кто должен их придумывать, а также как добиться того, чтобы такие правила не только существовали, но и еще соблюдались. (7) На последний вопрос существует два ответа. Один вполне традиционный как для всей страны, так и для ее дошкольной педагогики: необходимы внешние контролеры, неусыпно следящие за своими подчиненными. Другой – научить каждого человека самостоятельно контролировать себя, дорожить порядком, воспитывать детей так, чтобы следование общепринятым правилам стало их внутренней потребностью. Второй путь сложнее, он заставляет преодолевать многие привычные стереотипы, и речь на нашем занятии сегодня пойдет именно об этом.
(8) Что же такое правила? (это порядок действий в той или иной ситуации).
(9)
1. Правила дают ребенку понятие о законе, обращаясь к которому можно разрешить конфликты без насилия.
Правила и ограничения нужны для формирования личности ребенка. Уважительное поведение по отношению к другим людям у ребенка начинает закладываться, когда он достигает определенной интеллектуальной зрелости, позволяющей ему как минимум отличать себя от других. Взрослые способствуют развитию в ребенке уважительного отношения к другим (в том числе и к себе, когда помогаем ребенку различать его потребности и потребности другого и, конечно, подавая личный пример в повседневной жизни.
ВАЖНО! Баланс правил, установленных в семье, не только дает детям ощущение безопасной, стабильной и закономерно текущей жизни, что напрямую влияет на состояние психологического комфорта, психологического здоровья, но и поддерживает авторитет родителей.
Интересен факт, что дети интуитивно понимают важность запретов и по-своему требуют их. Существует такая точка зрения, что, когда дети выводят нас из себя, таким способом они просят установить границы. Если же не получают желаемого, то вынуждены сами определять предел своим действиями делают это, как правило, с помощью своего тела – упав или поранившись. За неимением других ограничений последним пределом становится тело, но это ограничение не только опасно, но еще и бессмысленно, т. к. ничему не учит.
Установки родителей, их ожидания часто определяют стратегию взаимоотношений в семье. Если мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя легко и свободно, уважали и себя, и окружающих, были самостоятельны, умели делать выбор и отвечать за него, жизнь семьи, скорее всего, будет подчинена продуманным правилам. Все члены семьи будут стараться соблюдать их! Например, если в семье не принято кричать друг на друга, значит, и взрослые не имеют права повышать голос на детей. И, если такое случилось, ребенок вправе сказать : «Ты кричишь, мне это не нравится, это не по правилам». Правила поведения не только помогают ребенку понять разницу между дозволенным и запрещенным, но и способствует разрешению простых (и сложных) задач, которые возникают в семье каждый день. Приучить детей мыть руки после прогулки, убирать со стола …
2. Правила позволяют осознать свое место в мире и учат уважать других людей.
Но, чтобы правила выполнялись, необходима система, взрослый помогает ребенку принять даже самые разумные правила.
(10) Алгоритм введения системы правил :
• Определить самое важное для вас в вашей жизни : чистить зубы; здороваться, говорить «спасибо» и т. д.
• Договориться между собой: важно, чтобы у вас были единые требования. Будьте готовы и сами соблюдать эти границы.
• Важно, чтобы и ребенок участвовал в обсуждении правил, дать ему возможность привести свои аргументы (с учетом возраста). В серьез отнестись к тому, что он предложит.
(11) Разрабатывая правила необходимо обратить внимание на следующие позиции:
1. Формулируйте требования конкретно. Например, «В помещении группы ходи медленно», «Поиграл - убери на место», «Каждый имеет право высказываться, но в свою очередь» - так легче запомнить правило и понять его суть.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам. Например, «Нельзя кричать в группе, но можно - говорить спокойно, кричать на улице, в лесу». «Нельзя бегать, но можно – ходить в помещении группы медленно, бегать на открытой площадке, бегать на занятиях по физкультуре, бегать в специально отведенном месте»
(12) Упражнение «Скажи позитивно» : обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос «А что - же можно?» (не бегай -, не кричи -, не дерись -, ни чавкай -, не кроши -, не бросай -, не перебивай других -) - «Не бегай - ходи медленно», «Не дерись – ребята давайте жить дружно».
• Определить, какими будут санкции, если правило будет нарушено (особенно это важно для ребенка, т. к. побуждает его к обдуманному послушанию). Помним, что санкции могут касаться развлечений, но не жизненно важных занятий.
• Можно изложить правила на листочках, в доступной для детей форме (картинки, пиктограммы, слова) и поместить на видное место: важно, чтобы ребенок их замечал.
ВАЖНО! Время от времени обращайте внимание на правила ( лучше в различной форме: проговаривания, жеста рукой, ласкового взгляда на правило, а можно прикрыть картинку рукой и спросить ребенка, что нужно делать).
(13) Если ребенок нарушил правило необходимо применить санкции, которые должны вводиться по формуле «ПНП» - позитив – негатив – позитив:
1. Позитив: Мне очень жаль, что ты сегодня … (сочувствие, сопереживание);
2. Негатив: Но ты не выполнил правило и поэтому – … (санкции);
3. Позитив: Но я верю, что с завтрашнего дня… (позитивная установка).
(14) Практическое упражнение: подумайте, как вы будете вводить санкции за проступок в соответствии с правилом «ПНП».
Если правильно вводить правила – это приведет к повышению у ребенка самостоятельности и ответственности.
(15) Что же касается ограничений. Ограничения:
• необходимы в ситуациях, когда речь идет о жизни, здоровье или безопасности ребенка и окружающих людей,
• должны быть понятны детям: «Нельзя бить рукой по стеклу: если оно разобьется, ты порежешься и тебе будет больно»
• их не должно быть много.
(16) ВАЖНО! Если ребенок живет лишь среди запретов, он бессознательно воспринимает их как сигналы о том, что никому вокруг нет дела до его желаний и устремлений.
(17) Вывод: ребенок должен понять, правила взрослые придумали не для того, чтобы докучать детям, сами взрослые им тоже подчиняются. Потому что так утроен мир.
(18) Я желаю вам удачи в родительском труде.