ольга кузнецова
«Всем полезно знать правила движения». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №79 «Лучик»
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Всем полезно знать правила движения»
Алексеева Г. Н., воспитатель
Кузнецова О. А., старший воспитатель
Цель: актуализировать знания детей о правилах дорожного движения, видах транспорта.
Задачи:
Публикация «„Всем полезно знать правила движения“, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- закрепить знания детей о правилах дорожного движения, поведении на дороге, о видах транспортных средств, дорожных знаках, сигналах светофора,
- упражнять в проигрывании проблемной ситуации;
- обогащать словарный запас, упражнять в выразительном чтении стихов;
- воспитывать навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.
Предварительная работа: Экскурсии по улицам микрорайона, к светофору, пешеходному переходу; заучивание стихов; настольные дидактические игры.
Материалы и оборудование: уголок дорожного движения в группе детского сада; дорожные знаки; макет перекрестка, атрибуты формы инспектора ГИБДД; костюм Незнайки; дидактические игры: «Сложи картинку», «Правильный светофор», мяч для игры «Ответь на вопросы», кроссворд.
Ход:
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, но не к морю, не в горы, не в лес, а в путешествие по нашему городу. Как называется наш город? (Мультимедийное сопровождение). Посмотрите внимательно на слайды. Вот он раскинулся перед нами: с широкими улицами, старинными домами, красивыми площадями, тенистыми парками. Дети, вы слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?
В группу заходит мальчик - Незнайка, плачет.
Незнайка:
- Ой, ой, ой! Я ни чего не знаю! Мне очень хотелось побывать в вашем городе, но я не знаю правила дорожного движения.
Воспитатель:
- Дети вы узнали, кто это? Да это же Незнайка из Солнечного города! В большом городе очень трудно потеряться, не зная правил дорожного движения. Как много сейчас машин на дороге! Одному ребенку по городу ходить нельзя. На дороге есть свои правила, которые все должны выполнять, так как дорога является зоной повышенной опасности.
- За соблюдением этих правил следит инспектор ГИБДД (расшифровывает аббревиатуру, и у него есть помощники: светофор и дорожные знаки.
Выходит ребенок - постовой
Постовой: На дороге - множество правил :
Кто где едет, куда как идти.
Их придумали, чтобы аварий
Не случилось с тобою в пути.
(Т. Шамаева)
Воспитатель:
- Ну что, дети, хотите помочь Незнайке? Как мы можем это сделать?
Дети: Научить его правилам дорожного движения.
Воспитатель:
- Тогда - в путь! С помощью нашего макета, мы Незнайка научим тебя правилам дорожного движения. Для этого нам надо перейти на противоположную сторону улицы. А как это сделать, не знаю.
Ребенок со знаком «Переход» подходит к Незнайке.
Ребенок: Отыщи-ка переход
И иди спокойно
Это белых линий ряд
На асфальте черном.
(Т. Шамаева)
Воспитатель:
-Дети как еще можно назвать «Переход»?
Дети: - «Зебра».
Воспитатель:
- Незнайка, ты усвоил, как переходить улицу безопасно для тебя и других пешеходов?
Незнайка: - Улицу надо переходить по «Зебре».
Воспитатель:
- А теперь Незнайка возьми картинку с изображением «Переход» и поставь на макет нашего города.
Проигрывание игровой проблемной ситуации.
Этюд «Старенькая бабушка»
Воспитатель:
- Дети, представьте себе, что через дорогу переходит старенькая бабушка.
Инструкция: «Представьте себе, что каждая пара детей состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они плохо видят и слышат, плохо передвигаются («бабушкам» завязывают глаза). Их нужно очень осторожно провести по улице, перевести через проезжую часть.
Выполнение задания детьми.
Воспитатель:
- Молодцы, дети! Вы справились с этой задачей. И бабушка сказала вам «Большое спасибо».
- Ну вот, мы благополучно перешли через дорогу, и даже помогли бабушке.
Макет Посмотрите, какая улица сложная, на ней много разных обозначений и знаков. Что это за знаки?
Дети: - Это дорожные знаки.
Дети со знаками в руках по очереди читают стихи:
1. Много есть различных знаков -
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
2. Красный круг обозначает
Обязательно запрет
Он гласит: «Нельзя так ехать»
Или: «Тут дороги нет!»
3. А еще бывает: знаки
Взяты в синий квадрат
Как и где проехать можно,
Эти знаки говорят.
4. Синенький прямоугольник
Вам покажет, где найти
Остановку и заправку -
Все, что нужно вам в пути.
5. Ну, а если треугольник,
Он спешит предупредить,
Что вот в этом месте ребенок
Может дорогу переходить.
Доклад ребенка о знаках дорожного движения (с показом знаков)
«Есть знаки запрещающие: они запрещают движение пешеходов в неположенном месте, движение на велосипедах. Они круглые с красной каемочкой.
Есть знаки предупреждающие: они предупреждают водителя о скользкой дороге, о том, что впереди пешеходный переход. Они треугольной формы с красной каемочкой.
Есть знаки указательные: они укажут направление движения, места остановки автобуса, пешеходный переход. Это квадратные знаки голубого цвета»
Воспитатель:
- Давайте возьмем знаки и поможем Незнайке расставить их на свои места на макете нашего города.
- Незнайка расставляет знаки на макете, дети ему помогают.
Загадка о светофоре
Незнайка: - Ой, какой красивый дом.
Три окошка в доме том
Они мигают и горят,
Что-то мне сказать хотят.
Ребенок загадывает загадку:
Там, у полоски перехода,
На обочине дороги,
Кто ведет разговор?
Разноцветный … (Светофор)
Дети с красными, желтыми и зелеными кругами в руках загадывают загадки:
1. Красный глаз
Глядит на нас
Что гласит его приказ?
Дети: Стоп.
2. Желтый глаз
Глядит на нас
Что гласит его приказ?
Дети: Осторожно.
3. Зеленый глаз - для нас
Что гласит его приказ?
Дети: Идите.
Рассказ ребенка:
«Светофор - верный друг пешеходов и водителей. Днем и ночью, в любое время года он стоит на дороге и предупреждает всех об опасности. Он не может разговаривать, светофор только подает сигналы, мигает тремя яркими «глазами». Самый верхний - красный, посередине - желтый и внизу -зеленый. Светофор открывает и закрывает «глаза». Так он управляет дорогой».
Воспитатель: акцентирует внимание детей на то, что светофор есть для людей (два цвета и человечки, и для машин (три цвета).
Воспитатель:
- Предлагаю вам поиграть, чтобы закрепить назначение и части светофора.
Дидактическая игра «Правильный Светофор»
Каждому ребенку предлагаются три картинки с изображением светофора (две из них «неправильные»; красный цвет внизу, зеленый посередине и т. п.) Необходимо найти правильный светофор.
Воспитатель:
- Молодцы дети! Справились с этой задачей. Теперь Незнайка возьми макет светофора и поставь его на нужное место в нашем городе. Вот мы с вами перешли дорогу по сигналу светофора.
Автобусная остановка
- что это за знак, на нем нарисована большая буква «А». Что он означает?
Дети: - Автобусная остановка.
Игра с мячом «Ответь правильно»
Воспитатель:
- Предлагаю поиграть в игру с мячом. Встаньте в круг. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. Кому мяч брошу, тот и отвечает. Если вы ответите не правильно, то выходите из игры.
Вопросы:
– Разговаривать с водителем во время движения можно? (ответы детей)
– Можно вставать ногами на сиденье?
– Когда мы шли по улице, кем были?
– А когда мы едем на автобусе, кем мы стали?
– Какие виды транспорта вы знаете? (грузовой, пассажирский, специальный)
Воспитатель:
- Предлагаю поиграть в игру «Сложи картинку». Подойдите к столам. Вам надо собрать картинки с изображениями разных видов транспорта.
Дети выкладывают картинки с изображением транспортных средств: грузовой, пассажирский, специальный.
Воспитатель:
- А какие виды специального транспорта вы знаете?
Дети: - «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», «Аварийная».
Воспитатель:
- Специальному транспорту надо всегда уступать дорогу. И проезд для них везде открыт.
- Для того, чтобы закрепить правила дорожного движения, я предлагаю Незнайке отгадать кроссворд. Если он будет затруднятся, то вы ребята ему поможете.
Дети и Незнайка отгадывают кроссворд.
все слова по горизонтали, а по вертикали должны получиться слова "знай правила движения"
1. если кошка на дороге, или вдруг – коза, чтоб ее не задавить жми на (тормоза)
2. это - знак запрета, круглый с ободком: две машины рядом мчатся – запрещает он (обгон)
3. если хочешь к другу ехать погостить немного, собирайся поскорей, в путь зовет (дорога)
4. на зеленый свет – иди, желтый – приготовься, загорелся красный – (стой)
5. ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса, крутят ноги вдоль дороги два веселых колеса. У загадки есть ответ. Это мой (велосипед)
6. будь ты млад иль стар: проезжая часть - для транспорта, для тебя – (тротуар)
7. если правила нарушил, если был не прав, ты не спорь и не упрямься, заплати – ка (штраф)
8. улицу перебегая, за светофором наблюдаем, торопиться смысла нет, вместе ждем зеленый (свет)
9. не летает, не жужжит
жук по улице бежит
и горят в глазах жука
два блестящих огонька
у жука еще есть шина
а зовется жук (машина)
10. в два ряда дома стоят – десять, двадцать, сто подряд.
квадратными глазами друг на друга глядят (улица)
11. чтобы отделить дорогу от ям и опасности, и показать тротуар, всем в предупреждение ставят (ограждение)
12. переходишь перекресток и спешишь в свой двор, на пути всегда увидишь умный (светофор)
13. забывать тебе не нужно, что дорога - не игрушка … Для футбола полигон – наш спортивный (стадион)
14. в голубом иду я круге, и понятно всей округе, если вдуматься немножко, здесь пешеходная (дорожка)
15. если ты спешишь в пути через улицу пройти, там иди, где весь народ. Там, где знаки – (переход)
16. если правила забыл ты, и не вспомнишь их никак, то в пути тебе поможет добрый друг – дорожный (знак)
17. когда неисправен светофор, движение регулирует он! (регулировщик)
18. вот большой зеленый сквер, а напротив буква Р, не простая буква Р, а в квадрате буква Р (знак – парковка)
Воспитатель:
- Ну, что Незнайка, вот и настала пора прощаться. Надеюсь, с нашей помощью ты усвоил много правил дорожного движения. Мы желаем тебе веселого и доброго путешествия по улицам нашего города Вологды. А это тебе подарок от ребят - книга о правилах дорожного движения, которую дети сделали сами. Ты ее изучи, и к нам в гости приходи.
Литература:
1. Л. Б. Бареева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва, 2007г.
2. Г. Шамаева «Знакомьтесь, правила дорожного движения», Свердловск, 1997г.