Надежда Лаптева
Методические рекомендации классному руководителю «Правда о детском суициде»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации классному руководителю
«ПРАВДА О ДЕТСКОМ СУИЦИДЕ».
СУИЦИД - ЭТО УМЫШЛЕННОЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ, ТО ЕСТЬ, ОСОЗНАННОЕ ЛИШЕНИЕ СЕБЯ ЖИЗНИ.
Опасные симптомы в поведении обучающегося
• Резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии обучающихся
• Склонность к уединению, избегание контактов
• Потеря интереса к любимым занятиям и предметам
• Рассеянность, сонливость, невозможность сосредоточиться, погруженность в свои мысли на занятиях
• Резкое снижение успеваемости
Публикация «Методические рекомендации классному руководителю „Правда о детском суициде“» размещена в разделах
• Демонстративность поведения, вызывающее непослушание, грубость
• Изменения во внешности: неряшливость, сутулость, волочение ног при ходьбе, преобладание в одежде чёрного цвета, прослушивание на телефоне и плеере музыки, пропагандирующей раннюю смерть
• Рисунки с символикой смерти.
ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ
• Подбирайте ключи к разгадке суицида. Предотвращение самоубийства состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, ничто по сравнению с тем, что кто- то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
• Нужно понять, что не каждый потенциальный самоубийца психически больной. Суицид не повод для осуждения. Да, человек выбрал не самый лучший способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
• Установите заботливые, доброжелательные взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и поведением; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
• Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем выслушивать чье-то мнение. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
• Не давите на чувство долга. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно часто встретить и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?». Но, возможно, именно этого и хочет суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали.
• Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.
• Предложите выходы из проблемной ситуации. Вместо того чтобы говорить суициденту : «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается позитивно значимым для человека и что может помочь ему справиться с возникшей ситуацией.
• Вселяйте надежду. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи.
• Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность желания покончить жизнь самоубийством. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.
• Обратитесь за помощью к специалистам. Если вы заметили в поведении, внешнем виде, при разговоре с учеником признаки приближающегося суицида, не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не бойтесь обратиться к психологу учреждения. Это станет большим вкладом в помощь данному обучающемуся.
Если Вы слышите
«ненавижу всех…»
«Все безнадежно и бессмысленно»
«Всем было бы лучше без меня»
«Вы не понимаете меня!»
«Я совершил ужасный поступок»
«У меня никогда ничего не получается»
Обязательно скажите
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»
Запрещено говорить
«Когда я был в твоем возрасте…
Да ты просто несешь чушь!»
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Где уж мне тебя понять!»
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«Не получается, значит, не старался!»