Ттьяна Куркина
Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей
«Музыкальный уголок в Детском саду»
Музыкальный руководитель Куркина Т. В.
Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.
Публикация «Методические рекомендации „Музыкальный уголок в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Малыши 1,5–3 лет учатся извлекать звук из простых инструментов, знакомятся с понятиями «мелодия», «ритм»
Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.
Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях детей и выполняет организаторские функции
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности, на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.
В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке
В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.
Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.
Психологами и педагогами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей. В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности
Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий : в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем : какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле», но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.
Задачи организации и работы музыкального уголка
Возрастная группа Задачи
Образовательные Развивающие Воспитательные
Младшие дошкольники (1,5–4 года) Повторение изученного на музыкальных занятиях :
• Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.
• Названия и звучание музыкальных инструментов. • Развитие слухового восприятия.
• Развитие эмоционального отклика на музыкальные образы.
• Развитие координации движений.
• Формирование умения играть на музыкальных инструментах.
• Развитие голосовых данных. • Воспитание внимательности в слушании и исполнении.
• Формирование ответственности в выполнении заданий.
• Создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.
• Формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.
Средняя группа (4–5 лет) Работа по теме темам музыкальных занятий :
• Закрепление представления о музыке как виде искусства : средствах музыкальной изобразительности, жанрах.
• Знакомство с композиторами.
• Знакомство с группами музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные).
• Обучение выразительному и хоровому пению. • Развитие умений музицировать, танцевать, петь.
• Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.
• Побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).
Старшая группа (5–6 лет) • Включение в активный словарный запас музыкальных терминов : легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.
• Знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен. • Развитие чувства ритма.
• Формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.
• Развитие умения сольного выступления.
Подготовительная группа (6–7 лет) • Расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.
• Знакомство с видами музыкальных театров : опера, оперетта, балет, мюзиклы. • Развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.
• Совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).
В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности
Оформление музыкального уголка в детском саду
Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.
Для самых маленьких инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек : свистульки, неваляшки, молоточки, погремушки
Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной, а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».
Бросовый материал и активная фантазия — то, что необходимо для изготовления необычных музыкальных инструментов
В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты : нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.
Бутафорские инструменты выполняют образовательную задачу (формируют представления о настоящих инструментах) и служат атрибутами для игр
Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.
Часть инструментов можно красиво расположить на стене уголка
Музыкальный уголок для детей 1,5–4 лет оформляется на сюжетной основе, для воспитанников 5–7 лет — на дидактической. Приведём пример. В младшей группе функционирует уголок «Театр папы Карло» : на полках стеллажа находятся музыкальные игрушки и инструменты из бросового материала, рядом организован столик с ширмой, ребят ждут куклы-персонажи сказки «Буратино, или Золотой ключик». В старшей группе организован развивающий уголок «Музыкальная карусель» : выделена полка с дидактическими и настольно-печатными играми, информационный стенд регулярно обновляется текстами песен, портретами композиторов, фотографиями различных видов музыкального искусства (опера, балет, народные жанры).
Для младших дошкольников оформление музыкального уголка строится на сюжетной основе, в данном случае — по сказочным мотивам
Требования к оформлению музыкального уголка
1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков : в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки, тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон, иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.
3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.
5. Наличие аудиопроигрывателя (магнитофона, акустической системы) и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.
Паспорт музыкального уголка
Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.
Шаблон паспорта музыкального уголка :
• Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
• Задачи уголка (кратко).
• Предметы мебели, количество.
• Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
• Перечень музыкальных инструментов, количество.
• Дидактические и настольные игры.
• Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
• Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.
Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)
• куклы-неваляшки;
• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределё нной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
• атрибуты к музыкальным подвижным играм : флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
• ширма настольная с перчаточными игрушками;
• магнитофон и набор программных аудиозаписей;
• поющие и двигающиеся игрушки;
• музыкальные картинки к песням.
Как назвать музыкальный уголок
Вариантов названия центров творческой активности — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что уголок является площадкой образовательного процесса, а не развлечением.
• Классические названия: «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск», «Центр музыки», «Музыка и мы», «Весёлые нотки».
Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям
• Креативные названия: «Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа», «Музыкальный городок», «Доремишка», «Домисолька», «Музыкальная палитра/страна», «Нотный град», «Лейся, песня!», «Играй, гармонь!», «Радуга мелодий», «От нотки к нотке», «Мелодии детства», «Территория музыки», «Музыкальная гостиная».
Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям
Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей
Оснащение музыкального уголка
Первая и вторая младшие группы • Неозвученные музыкальные игрушки : погремушки, трещотки, органчики;
• озвученные поющие и двигающиеся игрушки;
• иллюстрации к детским песенкам;
• музыкальные («поющие») книжки;
• детские музыкальные инструменты : дудочки, бубны, колокольчики;
• атрибуты для ритмико-музыкальных игр : флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;
• атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.
Средняя группа • Детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;
• сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;
• дидактические игры музыкальной тематики : «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;
• дополнение к игровым атрибутам: маски животных;
• для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.
Старшая группа • К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;
• иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;
• плакаты с группами музыкальных инструментов;
• портреты композиторов;
• дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;
• дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр : шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);
• для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.
Подготовительная группа • Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;
• иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;
• пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;
• коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.
Работа в музыкальном уголке детского сада
Деятельность воспитанников в музыкальном уголке осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в уголке по указанию музыкального руководителя : с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.
Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется музыкальный уголок так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в уголке помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроить в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!», предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.
Виды деятельности в музыкальном уголке
1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.
Пример игры для малышей: «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг детей, малыши берутся за ленты. Звучит музыками, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление.
Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики» : ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются, каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков национальных песен, дети должны двигаться в такт.
2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла, кастаньеты (средиземноморские танцы, платочки и деревянные ложки (русские народные танцы, маракасы (латиноамериканские мотивы).
3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент, на определение характера музыки ( дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая, на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображё нный узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке, на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик» : на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки» : отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду : «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».
Анализ оформления и работы музыкального уголка
Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.
Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям :
• соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;
• разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;
• разнообразие фонотеки;
• внешняя привлекательность.
Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.
То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций : когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.
Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.
Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.
Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем :
• усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;
• эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;
• степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.
Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.