Юлия Коренская
Консультация «Практикумы по сенсорике»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных средств развития сенсорного восприятия у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей, а также использование их на занятиях по изо деятельности (лепке, рисованию, аппликации)
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, оформила сенсорный уголок, где поместила разнообразные игры и игрушки (пирамидки, пазлы, шнуровки, логические кубы, сенсорные лабиринты, мозаику, и т. д.).
Публикация «Консультация „Практикумы по сенсорике“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.
Для правильного формирования у детей представлений о сенсорных эталонах работу провожу поэтапно.
Проводила с детьми следующие дидактические игры для ознакомления с цветом предметов:
«Покажи такой же»; «Покажи такую же мозаику»; «Разложи по тарелочкам» ( при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Собери по цвету».
На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» - «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
Затем учила детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики).
На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Подбери по цвету шарик к ниточке»; «Одинаковые картинки», «Чей домик», «Разложи по цвету» и др. Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Чтобы заинтересовать детей, использую разный дидактический материал. Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготовляем сами. Подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.
На следующем этапе – подбор игрушек к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов); игры «Найди свой домик», «Где спрятался синий (красный) мячик», помогающие ориентироваться не только в цвете предметов, но и в пространстве. Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».
К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
Для формирования представлений о форме предметов в группе много дидактических игр: «Логическое домино», «Геометрическое лото», «Разноцветная мозаика», игрушки для нанизывания фигур разной формы. Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
-закрепление названий за предметами разной величины – «большой», «маленький», «длинный», «короткий».
В играх развития мелкой моторики развиваю навык шнуровки
с использованием пособия «Цвет» и др. для сравнения предметов по величине использую игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки.
Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)». Они способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития слухового восприятия провожу игры: «Что выбрал Мишка», «Мишка, не ошибись».
Часто играю с детьми в пальчиковые игры «Замок», «Этот пальчик – дедушка», «Как живёшь?» и др.
Дети рисовали пальчиками и ладошками на тему «Деревья с листочками». дидактические игры «Геометрическое лото», «Найди свой домик» и др. ;
. На занятиях по изодеятельности я применяю нетрадиционные техники рисования: рисование губкой, пластилином, аппликация из кусочков мятой цветной бумаги, что позволяет детям не только лучше запоминать цвет, но развивает у них мелкую моторику рук, а также фантазию.
Так же, я старалась подбирать игры, цель которых - открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном в этих играх дети учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра «Кто, что услышит?» Ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке. Задача детей была - отгадать, каким предметом был произведён звук. Игра «Узнай по звуку предмет?»
Игра «Узнай по звуку предмет?»
Для этой игры использовала различные игрушки и предметы, которыми можно производить звуки (книжка, ложка). Дети сидели спиной, а я за ширмой производила шум и звуки различными предметами.
Задача детей была - догадаться, чем был произведён звук.
Игра «Тихо - громко»
Задача детей:
- Развивать умение менять силу голоса, говорить, то тихо, то громко.
Для этого подбирала игрушки разных размеров - большую и маленькую собачку, кошечку, игрушки, звук которых можно имитировать. Показывала детям двух собачек и говорила:
- Бежит большая собачка, громко лает ав-ав!
И тут же активизировал речь детей, и спрашивала, как громко лает собачка.
дети громко произносили лай собачки.
- А маленькая собачка лает тихо?
Дети произносят: тихо лай
Потом убирала собачек и говорит быть внимательными.
Если собачка побежит по дорожке большая, вы до
Детям интересно играть и проводить своего рода исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета, например, домик зайчика. Если и ошибались, то я ставлю так вопрос, чтобы ребёнок мог сам догадаться. Игра всегда проходит с хорошей активностью и эмоциональным подъёмом. Интересные задания выполняли с детьми на мини - фланелеграфе. Побуждала детей к действиям с различными фигурами - «выложить дорожку - ниточку», «шнурочек по которому пройдёт матрёшка в красном сарафане». Фигуры раскладываю, поясняя свои действия: «сделай дорожку из фигур, делаю дорожку и комментирую, что вот получилась, какая прямая, длинная, зелёного цвета дорожка. По ней пройдёт сейчас матрешка, и показываю, как идёт матрёшка. Игры привлекают детей. - Возьми матрёшку, и покажи, как она пойдёт по дорожке зелёного цвета. Цель этой игры - Закреплять знания о цвете, величин предметов.
- «Большая и маленькая собачка»;
- «Одень кукол - куклы разного размера и соответственная одежда для
них»;
- «Соберём грибы - большие, маленькие»;
- «Накормим мишек кашей - медведи и посуда разного размера»;
- «Собери пирамидку»;
- «Построй башенку».
Необходимым условием для получения хороших результатов является взаимодействие с родителями. Работая с родителями, проводила консультации : «Играя, развиваемся», «Занимательные кубики» и т. д. Таким образом, обязанность педагогов и родителей приложить максимум усилий для того, чтобы сенсорное развитие ребёнка было полноценным.