Ирина Кутняк
Практикум для родителей «Развивающие игры своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: замок из пенопласта; игрушки – оригами, вертушки, резиновые и пластмассовые игрушки, широкая лента для открытия города; плакат «Семья»; карта города «Игрограда»; стойки с названиями: Олимпийский проспект, Идейный переулок, Фестивальная площадь, Занимательная аллея, Смышленый проезд, Мэрия; искусственные деревья; спортивные модули; столы и стулья для работы с родителями.
Родители регистрируются около входа в зал и получают бейджики с именами (бейджики необходимо подготовить заранее по количеству участников).
Публикация «Практикум для родителей „Развивающие игры своими руками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ведущий предлагает родителям отправиться в путешествие в город «Игроград». Встретив гостей, мэр (заведующая детским садом) предлагает рассмотреть карту города, выбрать маршрут и попутешествовать. Для этого надо разделиться на группы. Одна группа направляется в Идейный переулок, где ее ожидает гид – воспитатель. Другая - на Занимательную аллею с гидом – педагогом – психологом и третья – в Смышленый проезд под руководством гида – учителя – логопеда. Время нахождения в одном пункте – 10 минут. Затем всех гостей приглашают на Олимпийский проспект на спортивные мероприятия, которые проводит инструктор по физической культуре. Далее мэр города предлагает продолжить экскурсию по другим улицам. Группы меняются местами. А гостям предлагается посетить Фестивальную площадь, где их ожидает музыкально – развлекательные мероприятия, организуемые музыкальным руководителем. Далее гости продолжают экскурсию по улицам, на которых еще не были. Таким образом группы посещают все пункты назначения. В конце встречаются на Олимпийском проспекте, где инструктор по физвоспитанию проводит спортивные мероприятия.
Заключительная часть: мэр города вручает каждому гостю свиток, в котором он объявляется Почетным гражданином Игрограда, и ключ от города. Гости делятся своими впечатлениями, оставляя запись в книге отзывов. Делается общая фотография.
Олимпийский проспект
Игра на внимание «Хлопни, топни»
Цель: активизировать зрительное восприятие, концентрацию внимания, развивать память.
Взрослый показывает игрокам цветные карточки, игроки выполняют движение в соответствии с цветом:
Синий – хлопают в ладоши;
Зеленый – топают ногами;
Красный – кричат;
Желтый – закрывают глаза.
«Ловкие пальцы»
По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т. п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой, и уже из этого положения берут в руки.
Когда все предметы собраны, играющим предлагается выложить из этих предметов картинку (дома, цветы, корабли, лес, деревню и т. п.). Брать предметы с пола руками не разрешается.
Можно усложнить упражнение: правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.
«Пастух, овцы и волки»
Из числа игроков выбирается один пастух, два – три волка, все остальные – овцы. По команде волки пытаются поймать овец, а пастух догоняет волков.
Игра – аттракцион
«Две из трех»
На полу стоят разные предметы – пластмассовые бутылки, пробки, шишки, стаканчики их – под йогурта и т. п. Играющие двигаются под музыку вокруг них, держа руки за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить две бутылки. Тот, кому достается одна, проигрывает.
Игра – аттракцион
«Шнур под стулом»
На полу растягивают шнур. На его концах ставят стулья спинками один к другому. На стулья садятся игроки. Когда включается музыка, они вскакивают, бегут или скачут на одной ноге вокруг стульев. Как только музыка стихает, игроки должны сесть на свой стул и вытянуть шнур. Кто успел вытянуть первым, тот и победитель.
«Колобки и ежики»
Игроки, разделенные на две команды («Колобки» и «Ежики», бегают и прыгают по залу (площадке). По команде «Колобки!» игроки – колобки принимают положение «группировка в приседе» (либо делают кувырок вперед) на гимнастических матах. В это время игроки – ежики замирают на месте. По команде «Ежики!» группируются (кувыркаются) и фыркают игроки – ежики, «Колобки» замирают. Выигрывает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.
«Дни недели»
Один конец шнура (резинки) привязывается к дереву либо к стойке на высоте 40 см, другой конец держит педагог. Он называет первый день недели: понедельник. Играющие один за другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем недели шнур поднимается на 5 см. Выигрывают те, которые за семь прыжков меньшее число раз заденут шнур.
Игра – соревнование
«В ложке картошка»
Соревнуются двое играющих или две команды. В одном конце комнаты поставить два стула, на каждом – по миске с картошкой. На другом конце – тоже два стула, но на них – пустые миски. Надо на ложке размером с картофелину перенести всю картошку из одной миски в другую – кто быстрее.
«Занимательная аллея»
Гид. Если у вас ребенок не усидчив или ему просто надоели привычные игры, не беда. Подойдите творчески к данному вопросу. Предложите ребенку самостоятельно придумать и изготовить игру. Это развивает творческие способности, вербальное и невербальное воображение, речь, мышление, память, внимание, способствует формированию умения соблюдать правила.
«Настольная игра с правилами»
Обсудите с ребенком сюжет для изображения игрового поля, будете ли вы рисовать красками, карандашами или воспользуетесь наклейками. Не настаивайте на своем, ребенок должен выбрать сам, чтобы появился мотив в занимательной деятельности, интерес к ней.
Если вы решили рисовать, вам понадобятся принадлежности для рисования, а именно: цветные карандаши или гуашь, акварель, емкости для воды, кисти, бумага, фломастер (ручки) черного или синего цвета.
Если вы решили оформить игровое поле наклейками, лучше взять цветной двусторонний картон и яркие красочные наклейки, самоклеящуюся бумагу.
Приступаем к оформлению. Если для игры нужны фишки, это тоже не проблема. Воспользуйтесь пуговицами разного цвета или размера, т. е. тем, что есть под рукой, а еще их можно сделать из картона и обклеить скотчем.
«Домино»
На плотном цветном двустороннем картоне начертите прямоугольник размером 17,5Х20см, вырежьте его. На лицевой стороне простым карандашом начертите прямоугольники 2,5 Х 5 см. Фломастером или ручкой прочертите линии, разделяющие прямоугольники пополам. Домино можно оформить картинками – наклейками (7 видов по 8 шт. – всего 56 шт., нарисовать геометрические фигуры (7 видов по 8 шт.) или цифры. Разрежьте карточки по линиям, начерченным простым карандашом. Полученный игровой материал обклейте скотчем или заламинируйте (для практичности и долговременной игры). Используйте как обычное домино.
«Крестики – нолики»
Для оформления игрового поля приготовьте бархатный или двусторонний цветной картон (какой наиболее приятен). Простым карандашом нарисуйте квадрат 12 Х 12 см, вырежьте. Оформите игровое поле квадратами 4 Х 4 см. Прочертите линии фломастером. Полученный игровой материал обклейте широким скотчем или заламинируйте лист. Для изготовления крестиков и ноликов воспользуйтесь пуговицами, а можно также сделать их из картона и обклеить скотчем.
«Кубик»
Во многих играх нужен кубик. И его можно сделать своими руками. На картоне начертите заготовку, ориентируясь на образец. Вырежьте ее, согните линии и соберите кубик. Внутрь кубика можно положить вату для придания упругости. Нарисуйте ручкой точки от 1 до 6 шт. Обклейте кубик скотчем.
«Шнуровка»
Игровое поле может быть обширно и разнообразно (его можно нарисовать, приклеить картинку или наклейки). Дырочки на игровом поле сделайте дыроколом или шилом. Игра готова. Для игры используем веревки, шнурки. Шнуровка прекрасно развивает мелкую моторику и творческое воображение.
«Лекала»
Из линолеума вырезаем предметы, которые ребенок с удовольствием будет обводить на листе и раскрашивать, штриховать, придумывает картинку, используя лекало.
Смышленый проезд
«Прятки»
На картон приклеиваем наклейки. Закрываем их прямоугольниками цветной бумаги. Кто прячется в окошке? Посмотри, подув на окошко. Запомни и скажи.
«Золушка»
У Золушки просыпалось зерно (пшено, рис, фасоль, гречка). Поможем ей отделить одно от другого?
«Узор»
В доме есть ненужная доска? Она вам понадобится. Обклейте доску самоклейкой, воткните длинные кнопки и играйте на здоровье! С помощью резинок создавайте узор.
«Волшебный мешочек»
Положите в мешок разные предметы (шишки, фишки, расчески, игрушки и т. п.)
Предложите ребенку опустить руку в мешочек и взять какую – нибудь вещь, не вынимая руки из мешочка. Спросите: «Что ты взял?» Пусть ребенок опишет и отгадает предмет. Очень увлекательно и занимательно.
«Разрезные картинки»
Есть ненужные картинки или открытки? Разрежьте их ножницами на части. Это же самодельные пазлы! Готовы теперь собрать? Приступайте.
«Загони мяч в ворота»
Для этой игры понадобиться вата. Положите ватный шарик на стол. Предложите ребенку подуть на него так, чтобы попасть в ворота (их заменит картон в форме полукруга). Руками мячик трогать нельзя.
Идейный переулок
«Парные числа»
Цель: развивать внимание, память, умение соблюдать правила игры, повторить числа от 0 до 10.
Из цветного картона вырежьте квадраты. На одной стороне наклейте или напишите числа. Карточки разложите на столе числом вниз. Играющие ходят по очереди. Правило: карточки переворачиваем, но с места не сдвигаем. Откройте две карточки, посмотрите на числа. Если они одинаковые – забираете себе. Если они разные – переворачиваете на то же место. Ходит следующий. Выигрывает тот, кто наберет больше всех парных чисел.
«Узнай число»
Цели: развивать внимание, память, мышление, умение соблюдать правила игры; совершенствовать знания состава чисел от 2 до 10.
Из цветного картона вырежьте прямоугольники. На одной стороне наклейте или нарисуйте цифры и знаки.
Карточки разложите «рубашками» вверх. Играющие ходят по очереди. Правило: карточки переворачиваем, но с места не сдвигаем. Откройте две карточки, посмотрите сумму. Если они одинаковые – забираете себе. Если они разные – переворачиваете на то же место. Ходит следующий. Выигрывает тот, кто набирает больше всех карточек.
«Логические фигуры»
Вырезаем из двустороннего цветного картона геометрические фигуры трех цветов, двух размеров и трех – четырех форм.
Набор для каждого игрока:
по три больших квадрата (красный, желтый, зеленый,
маленьких квадрата (красный, желтый, зеленый,
больших круга (красный, желтый, зеленый,
больших прямоугольника (красный, желтый, зеленый,
маленьких прямоугольника (красный, желтый, зеленый,
больших треугольника (красный, желтый, зеленый).
Можно овалы и пятиугольники.
Ходят по очереди (по типу домино).
Варианты заданий
Поставить фигуры:
а) разные по цвету;
б) разные по цвету и размеру;
в) разные по цвету, размеру и форме.
«Озорной стаканчик»
Из листа двусторонней цветной бумаги квадратной формы сложите «стаканчик» (методом оригами). С наружной стороны стаканчика прикрепите веревочку или ленту, на конце которой наклейте любой предмет либо геометрическую фигуру, вырезанную из цветного картона. Раскрыв стаканчик и держа его в руке, нужно забросить в него предмет.
Фестивальная площадь
«Шумовой оркестр»
Накопились пластиковые бутылочки, разные по размеру и цвету – используйте в игре. Разрежьте их – получится «шуршалочка». Хорошее настроение - украсьте бутылочки разноцветным широким скотчем или бумагой – самоклейкой – ударный инструмент в оркестре. Для шумового оркестра можно использовать различные баночки, коробочки, яйца киндер – сюрприза, заполнив их различными крупами, бусинками или пуговками, - получим самодельные маракасы.
«Дирижер»
Используя сделанные шумовые звуковые инструменты, проводим игру «Дирижер». Участники играют на инструментах под руководством водящего – дирижера. Во время смены музыки кладут инструменты перед собой и бегают по кругу друг за другом (дирижер находится вместе со всеми в кругу). Когда музыка обрывается, играющие должны успеть взять инструмент. Оставшийся без инструмента становится дирижером.
«Веселая ленточка»
Дети стоят по кругу друг за другом и держатся левой рукой за ленту (концы ее соединены). На ней нашиты один или несколько цветов (бантов) в зависимости от количества участников.
Как только музыка начинает звучать, дети берут ленту двумя руками и передвигают ее вправо, получается «Бегущая ленточка». Те, у кого с окончанием музыки оказались в руках банты на ленте, выходят в центр круга и танцуют, остальные – хлопают, положив ленту на пол.