Гуменюк Ольга
Практикум для родителей «Мы все о ребенке узнаем, если мы с ним поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей
«Мы все о ребенке узнаем, если мы с ним поиграем»
Гуменюк Ольга Олеговна,
практический психолог
Государственного дошкольного образовательного учреждения
Луганской Народной Республики №18 «Гнездышко», город Алчевск
Форма проведения: психологический практикум.
Целевая группа: родители.
Темочки:
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, создание положительной атмосферы в семье, повышение самоценности родителей и детей.
Ожидаемые результаты: создание благоприятных условий для развития ребенка в семье, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
Оборудование: мягкая игрушка, листы формата А 4, цветные карандаши, сердечки-пожелания, мягкий мяч, повязки для глаз, магнитофон (компьтер) для музыкального сопровождения.
Ход проведения:
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово психолога. [/i]
Психолог приветствует присутствующих. Предлагает вместе с детьми поиграть и порадоваться, отправившись в увлекательный мир приключений, затей и игр, проведенных совместно.
2. Игра «Знакомство».
Ребенок представляет свою маму, называет ее имя, а мама представляет своего ребенка и на первую букву имени называет прилагательное-характеристику (например, Даша – добрая и т. п.)
II. Основная часть.
1. Упражнение «Портрет».
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник: «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я буду рисовать,а ты угадай, что я нарисовала. – обращается он к ребенку. – Я нарисую такую же голову, как у тебя, или мне нарисовать ее немого меньше?». Ребенок отвечает. «Теперь я нарисую глазки. Какие это будут глазки – большие, маленькие или такого же размера?». При этом взрослый обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?». Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Вконце все любуются портретом и говорят, что он очень хороший.
Обратная связь: ребенок делится своими ощущениями и чувствами (приятны ли были ему прикосновения мамы, рисование его портрета).
Вывод: Помните, что нежные и теплые прикосновения и огромная материнская любовь делают чудеса во взаимоотношениях и общении с ребенком. Чем больше мы будем прикасаться к ребенку, показывая ему свои чувства и эмоции, разговаривая с ним, тем ближе и доверительнее будет взаимосвязь между вами.
2. Упражнение «Ладошки».
Сядьте удобно в паре с вашим ребенком так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут (1) друг друга, затем (2) познакомятся, (3) проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются.
Всего задание занимает 5 –7 минут. После проведенного упражнения родители и дети совместно с психологом обсуждают эмоции и чувства игроков на разных этапах выполнения данного упражнения.
Вывод: Тактильный контакт мамы и ребенка способствует налаживанию не только взаимоотношений, но и умений сотрудничать, уступать, мириться, обучаться, играть. Игры с пальчиками творят настоящие чудеса, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, снятию эмоционального напряжения. Чем больше ребенок будет знать пальчиковых игр, тем лучше будут развиты его познавательные процессы.
3. Упражнение «Водитель».
Участники свободно перемещаются парами. При этом один участник находится за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза направляемого участника закрыты (используется повязка для глаз, он должен полностью доверять своему водителю в том, что их пара не столкнется с другой. Через некоторое время ведущий просит пары поменяться местами. Если игра получается, то ведущий просит прибавить скорость.
Вывод: Родительская поддержка и доверие друг к другу делают настоящие чудеса. Они вселяют веру в лучшее, помогают справиться с трудностями, вселить веру и надежду в то, что у вас и вашего ребенка все обязательно получится. Чем больше вы будете играть с ребенком в парные и подвижные игры, тем лучше будут развиты физические навыки, а также коммуникации и ориентировки в пространстве.
4. Упражнения «Кто это на ощупь?», «Угадай, чьи руки».
Эти игры проводятся с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь (по лицу и фигуре) угадать имя партнера.
Затем родители с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь определить своего ребенка. Для родителей и детей это может быть очень значимая ситуация (найдет ли мама своего ребенка). Психолог должен отследить, чтобы все дети и мамы нашли друг друга, при необходимости вовремя незаметно помочь родителю найти руки его ребенка.
Вывод: Только постоянное совместное взаимодействие родителя и ребенка в различных видах деятельности способствуют умению чувствовать и хорошо знать друг друга.
5. Упражнение «Совместный рисунок».
Время проведения работы: 10-15 мин.
Дошкольники и их родители совместно рисуют картинку на тему «Дом». Родителям с детьми старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной рукой (карандашом, передавая его друг другу. При этом, очень важно соблюдать правило, при котором нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.
Затем каждая пара представляет свое произведение. Ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка различных деталей.
Вывод: Совместное рисование дома очень важно для каждой пары рисующих. Дом - это семейный очаг, который дарит нам свое тепло, заботу и любовь. Он таит в себе волшебство, иногда дом может быть живым и рассказать нам о том, кто из членов семьи ассоциируется с частями и нарисованными деталями.
Проводится краткий анализ изображенных работ. Каждая мама может предложить ребенку представить, что дом – это некое «живое существо», т. е. семья, и попросить рассказать, какая часть дома ассоциируется с членами семьи.
Интерпретация:
СТЕНА - люди, которые выстраивают психологическое пространство семьи, вносят семейные ценности, обеспечивают чувство безопасности, являются защитой.
ФУНДАМЕНТ:
(+) человек, который осуществляет некоторую основу своей семьи;
(-) человек, на которого все давят, прессуют, воспитывают, поучают.
КРЫША – человек, который осуществляет защиту, дает безопасность и комфорт. Это своего рода пркрытие, укрытие и подстраховка для ребенка.
ДВЕРИ – сфера коммуникации, это тот человек, через которого автор получает информацию из мира и через которого он выносит свои проблемы, т. е. с кем можно общаться.
ТРУБА: (-) люди провокационные с точки зрения респондента (автора работы, т. е. те, которые могут подбросить «палки в колеса».
(+) особо близкий по духу человек, проявляющий заботу к автору рисунка.
ОКНА – (идеальный вариант, когда с окнами ассациируются сами дети,т. е когда окном является сам автор работы, что говорит о хорошей самооценке.
СТУПЕНИ – (взаимосвязь с дверью, умение общаться, быть коммуникабельным.
ЗАБОР – защита, безопасность, выражение своих личных границ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕБЕНКА (их задает психолог для уточнения и получения большей информации):
1 вариант вопросов:
Психолог обращает внимание на цвет каждой части дома.
1. Представь, что дом – «живое сущетво», кто из членов семьи является для тебя:
Крышей___
Стеной___
Окнами___
Дверью___
Ступенями___
Забором___
Трубой___
2 вариант вопросов:
1. Какая часть дома чувствует себя хорошо и комфортно?
2. Какая часть дома тревожится и чувствует себя не очень хорошо?
3. Какая часть дома самая строгая? Почему?
4. Какая часть дома самая добрая?
5. Какая часть дома умеет прощать? Кого бы она простила?
6. Какая часть дома самая хитрая?
7. Какая часть дома самая подвижная?
8. Если бы дом мог тебе что-то сказать и пожелать, чтобы он тебе сказал?
9. Если бы ты мог ему что-то ответить, что бы ты ему сказал (ла?
10. Как ты считаешь, этому дому живется хорошо или плохо?
6. Упражнение «Родительский портрет».
Ребенок рисует взрослого, используя цветные карандаши. Взрослые в это время обсуждают вопросы:
Что радует родителя в ребенке?
Что хотелось бы изменить?
Просмотр портретов детей.
Обратная связь.
III. Заключительная часть.
1. Упражнение «Подарок».
Упражнение проводится в паре «ребенок-мама». Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, и цветные карандаши.
Инструкция: нарисуйте что-то приятное в память о сегодняшнем празднике и подарите друг другу.
Обратная связь.
2. Просмотр мультимедийной презентации с фотографиями детей и их родителей.
3. Притча «Лапка с поцелуем».
Психолог: Наши дети ходят в детский сад, но не все дети быстро расстаются с мамой! Я хочу подарить нашим родителям и детям необыкновенную сказку, которая называется "Лапка с поцелуем". Итак, вот эта трогательная и поучительная история:
«Маленький енот Честер стоял на опушке леса и плакал.
– Не хочу идти в школу, – сказал он маме. – Я хочу остаться с тобой дома, играть со своими друзьями и игрушками. Хочу читать свои книжки и качаться на своих качелях. Разреши мне остаться дома, пожалуйста. Мама взяла Честера за лапку, почесала за ушком и сказала ласково:
– Иногда нам всем приходится делать не то, что хочется. Даже если это кажется нам поначалу странным и страшным. Но тебе понравится в школе. У тебя появятся новые друзья, ты будешь играть с новыми игрушками, читать новые книжки и качаться на новых качелях. И потом, – добавила мама, – я знаю один замечательный секрет, который поможет тебе чувствовать себя в школе так же хорошо, как и дома.
Честер утер слезы и с интересом спросил:
– Секрет? Что за секрет?
– Это старинный секрет, – ответила мама. – Я узнала его от своей мамы, а она – от своей. Он называется «лапка с поцелуем».
– Лапка с поцелуем? А что это такое?
– Сейчас покажу. Мама взяла левую лапку Честера и раскрыла его маленькие пальчики, как веер. Потом она наклонилась и поцеловала Честера прямо в середину ладошки.
Честер почувствовал, как мамин поцелуй побежал вверх по его лапке и добрался до самого сердца. От этого поцелуя стало горячо даже мордочке Честера, покрытой черной шелковистой шерстью.
– Теперь, – улыбнулась мама, – если ты почувствуешь себя одиноко и заскучаешь по дому, просто прижми лапку к щеке и скажи про себя: «Мама меня любит, мама меня любит». И тогда мой поцелуй перепрыгнет тебе на щеку и наполнит тебя приятными теплыми мыслями.
Она взяла лапку Честера в свою и осторожно сжала его пальцы в кулачок.
– Смотри, не потеряй мой поцелуй. И не волнуйся – если ты будешь мыть лапки, поцелуй не смоется.
Честеру очень понравилась его лапка с поцелуем. Теперь он знал, что мамина любовь навсегда останется с ним, куда бы он не пошел. Даже в школу.
Через некоторое время Честер и его мама стояли напротив школы. Честер задумался. Внезапно он повернулся к маме и улыбнулся:
– Дай мне твою лапу.
Честер взял мамину лапу своими лапками и раскрыл ее большие, такие знакомые ему пальцы. Потом он наклонился и поцеловал маму в середину ладони.
– Теперь у тебя тоже есть лапка с поцелуем. После этого Честер ласково сказал маме:
– До свидания, я люблю тебя.
Он повернулся и побежал вприпрыжку.
Мама смотрела, как Честер перепрыгнул через ветку дерева и вошел в школу. И когда старая сова позвонила в колокольчик, объявляя о начале нового учебного года, мама прижала свою левую лапу к щеке и улыбнулась. Тепло поцелуя Честера наполнило ее сердце, которое стучало: «Честер тебя любит, Честер тебя любит».
Не забывайте целовать ладошку ребенка, так вы поможете ему справиться с трудностями и навсегда останетесь в его сердце.
4. Ритуал прощания: обняться друг с другом в паре, мамы целуют ладошки своих детей.
5. Итог занятия.