Светлана Романькова
Практикум «Детские права» с воспитанниками СРЦН (младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум «Детские права»
с воспитанниками СРЦН
Цель: формирование у воспитанников правовых знаний, умения строить собственное поведение в рамках имеющихся прав и свобод.
Задачи:
- познакомить воспитанников с правами детей (Конвенция о правах ребёнка);
- формировать у них интерес к правовым знаниям;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- учить высказывать свою точку зрения, уметь выслушивать и принимать
во внимание позицию других;
Публикация «Практикум „Детские права“ с воспитанниками СРЦН (младший школьный возраст)» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- воспитывать уважение к правам и свободам человека;
Оборудование: правовая информация для воспитанников - адаптированный вариант Конвенции о правах ребёнка, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово воспитателя о цели проведения занятия.
Давайте начнём занятий час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
2. Изучаем «Конвенцию о правах ребенка".
Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. - Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН, международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.
Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательства выполнять Конвенцию о правах ребёнка.
Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой является сиротство и инвалидность. Сегодня на планете немало детей – беженцев, страдающих от войн и вооружённых конфликтов. Конвенция стоит на страже тех детей, которые нарушили закон и заслуживают наказания.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство подписало этот документ.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. ( На доске вывешиваются слова: конвенция, права.)
В Конвенции говорится, что ребёнок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права ребёнка, т. е. ваши права.
Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения, опираясь на ваши рисунки и адаптированный вариант этого документа.
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Ребёнок имеет право на образование.
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Наше государство, реализуя этот важнейший международный документ о правах детей, создаёт условия для вашего развития и образования. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются новые обязанности и ответственность. Прав без обязанностей в обществе не бывает.
Знакомство детей со следующей правовой информацией.
Воспитатель :
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми? Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
3. Разыгрываются сценки.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Работа в группах, обсуждение, состязание.
Найти ошибки в поведении членов семьи (на столе табличка “обязанности”).
Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?
4. Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав». Выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни.
Право на жизнь Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка
Три поросёнка
Колобок
Право на свободный труд Золушка
Красная Шапочка
Балда
Право на свободу вступление в брак Золушка
Дюймовочка
Алёнушка
Право на владение личным имуществом Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга
5. На листах формата А 4 - анаграммы. Проводится работа в группах.
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л
Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь
Р Б О А З О А В И Н Е
6. Викторина.
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права вам известны?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?
7. Игра «Да! Нет!»
Воспитатель : Давайте поиграем. Я задаю вопрос. Ответы такие, если вопрос заданный мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!».
- Россия – наша страна? – Да!
- Обладает ли ребёнок в нашей стране всеми правами заключёнными в
Конвенции? – Да.
- Получает он при рождении право на имя и гражданство?
- Может ребёнок подвергаться дискриминации в зависимости от расы, цвета
кожи, пола, языка, религии? – Нет!
- Можно запретить ему выражать своё мнение?
- Можно ли относиться к ребёнку жестоко? - Нет!
- Можно ли ребёнка лишить права на образование? - Нет!
- Имеет ли ребенок право на охрану своего здоровья? – Да.
- Имеют ли право дети – инвалиды право на особую заботу и достойную
жизнь? - Да!
- Можно ли запретить ребёнку участие в культурной и творческой жизни? -
Нет!
- Обеспечивает ли наше государство наилучшим образом интересы детей? -
Да!
8. Заключительное слово воспитателя.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.