Юлия Гудкова
Практический семинар для родителей «Говорим правильно и красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию свой вариант семинара-практикума для родителей.
Цель:
• Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми;
• Развивать эмоциональный контакт и творческое взаимодействие педагогов и родителей;
• Формировать мотивированное отношение родителей к развитию речи детей и обучать конкретным приёмам логопедической работы;
Публикация «Практический семинар для родителей „Говорим правильно и красиво“» размещена в разделах
• Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
План:
Теоретическая часть:
1. Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать?
Что делать, если они всё же обозначились?
2. Роль артикуляционной гимнастики в становлении правильного звукопроизношения.
Практическая часть :
1. Общие артикуляционные упражнения;
2. Артикуляционные упражнения для свистящих, шипящих, сонорных звуков;
3. Приёмы автоматизации звуков.
Материалы и оборудование:
1. Выставка логопедической литературы (по развитию артикуляционной моторики, автоматизации звуков в чистоговорках, потешках, стихотворениях, рассказах);
2. Индивидуальные зеркала;
3. Буклеты с рекомендациями для родителей (по проведению общих артикуляционных упражнений, упражнений для конкретных групп звуков; по автоматизации звуков);
4. Презентация.
Участники игрового тренинга: родители детей среднего, старшего дошкольного возраста.
Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать?
Что делать, если они всё же обозначились?
Проблемы с речью возникают в детстве. Вызвать их могут заболевания и травмы органов артикуляционного аппарата, головного мозга.
Спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. К ним относятся:
Различные патологии беременности: токсикоз, перенесённые инфекционные заболевания, несовместимость крови матери и ребёнка.
Далеко не последнее место среди причин, вызывающих проблемы в речевом развитии ребёнка, занимают осложнения при родах. Среди них выделим родовые травмы и кислородное голодание клеток головного мозга.
Могут оставить свой роковой след и ранние /от 0 до 2-х лет/ заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции.
При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы. Например, при заикании, при нарушениях письма и чтения.
Достаточно часто встречаются врождё нные аномалии артикуляционных органов: массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка («уздечка», нарушение строения зубного ряда, расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба, неправильное строение твёрдого нёба.
Это, конечно же, не полный список возможных причин, вызывающих органические изменения в органах и тканях. Подчеркнём именно «возможных», т. к. не всякое негативное воздействие повлечёт за собой возникновение проблемы речевого развития. Если у матери был токсикоз во время беременности, это не значит, что у ребёнка обязательно будет страдать речь. В историях болезни детей с серьёзными речевыми проблемами обычно фигурируют одновременно несколько факторов.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнером о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Серьезность воспитания чистой речи у детей должны осознавать все: родители, воспитатели. Поэтому, именно Вам, уважаемые взрослые, будут представлены комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков речи.
Предлагаемые упражнения могут использоваться, начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи, а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений.
Наш язык – такая же мышца, как и многие другие в нашем организме. И для того, чтобы правильно произносить звуки, необходимо подготовить язык, т. е. проводить гимнастику или «зарядку» для языка.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляции (губ, языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Перед выполнением данных упражнений с ребёнком попробуйте выполнить его сами перед зеркалом, внимательно следуя рекомендациям (положение губ, языка)
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы ребёнку не было скучно выполнять нелёгкие упражнения, необходимо использовать игровые приемы, стихотворные тексты, советую проводить гимнастику в виде игры, в форме сказки о Весёлом Язычке, которую вы можете придумать с ребёнком вместе.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись правильно, чётко и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Заниматься необходимо 2 раза в день (утром и вечером, в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
В норме последовательность усвоения артикуляций звуков такова:
1 - 2 года - А, О, Э; П, Б, М.
2 - 3 года - И, Ы, У; Ф, В; Т; Д; Н; К, Г, X; Й.
3 - 5 лет - С, 3, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ.
5 – 6 (7) лет - Р, Л.
Общие упражнения артикуляционной гимнастики
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы : будем изображать всех животных, которых встретит Язычок.
Бегемотики
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Лягушки
Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай покажем, как лягушки улыбались.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки (прикус естественный, зубы друг на друга не ставить). Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Слон
Идёт язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять», вернуться в исходное положение.
Змея
Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Расчёска
Вдруг увидел язычок себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
Часики
Привё л Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Шарики
Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)
Прежде чем приступить к формированию правильного произношения свистящих звуков, постарайтесь определить, как именно ребёнок произносит эти звуки. Для этого попросите его произнести любую фразу, насыщенную этими звуками, например: У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Виды неправильного произношения свистящих звуков:
- Межзубное произношение;
- Замена другими звуками, например звуком Т или Ш;
- Искажённое произношение звука; (губно-зубное, шипящее).
Правильная артикуляция свистящих звуков. При произнесении звуков С, Сь, З, Зь губы растянуты в улыбку, видны передние зубы. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Между зубами узкая щель. При таком укладе образуется узкий проход между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его серединке образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум.
Сначала необходимо провести общий комплекс артикуляционной гимнастики, чтобы подготовить мышцы губ и языка, а затем специальные упражнения:
"Горка" - губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается горочкой. Удерживать такое положение под счёт сначала до 5, затем до 10.
"Киска сердится"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, на счёт "раз" «спинку» выгнуть, толкнуть вперёд. На счёт "два" - вернуться в исходное положение, продолжая кончиком языка упираться в нижние резцы. Повтор - от 5 до 10 раз.
После того как ребёнок без труда научится выполнять эти упражнения, следует "подключать" дыхание:
"Ветерок свистит", "Шарик лопнул" - длительно, с силой подуть на "Горку", "Насос" - коротко произносить звук С-С-С-С-С. Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия "Песенка водички", "Чайник со свистком", "Лопнула шина", "Уложим куклу спать" и т. д. Чтобы эти упражнения были интересными, можно предложить сочетать их с движениями - "побегать по дорожкам".
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Некоторые упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев. Выработка определённого артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут освоены детьми за одно занятие.
К автоматизации поставленного звука следует переходить тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции появившийся звук.
При автоматизации звука необходимо чётко соблюдать последовательность в системе упражнений, переходя от более простых к более сложным формам речи: от произношения слогов к произношению слов, от коротких предложений к распространённым, небольших текстов и стихотворений.
При автоматизации звука в слогах соединять закрепляемый согласный с гласными: а, ы, о, у: сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где согласный звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу и, наконец в слоги со стечением согласных: ста, сты, сто, сту. Необходимое условие быстрейшей автоматизации звука - постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
Автоматизация звука в слогах - важный, но мало интересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдёт быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах
Упражнения на автоматизацию звука в слогах:
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Загибать поочерё дно пальцы и произносить слоги: указательный - са, средний - со, безымянный - сы, мизинец - су.
3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
4. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой руки.
5. Помочь различным героям добраться к их домикам, любимой еде, пароходику к острову, бабочке к цветку, проводя пальцем по дорожкам и произнося слоги.
6. Самим нарисовать дорожки, произнося слоги ста, сты, сто, сту.
Комплекс артикуляционной гимнастики для
шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч)
Прежде чем приступить к формированию правильного произношения шипящих звуков, постарайтесь определить, как именно ребёнок произносит эти звуки. Для этого попросите его произнести любую фразу, насыщенную этими звуками, например: Шапка и шубка - вот наш мишутка!
Виды неправильного произношения шипящих звуков:
- Межзубное произношение;
- Замена другими звуками, С, З;
- Искажённое произношение звука; (боковое, губно-зубное).
Правильная артикуляция шипящих звуков.
При произнесении шипящих звуков губы слегка вытянуты вперёд и округлены. Расстояние между зубами больше, чем при свистящих, -4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя - поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Сначала необходимо провести общий комплекс артикуляционной гимнастики, чтобы подготовить мышцы губ и языка, а затем специальные упражнения:
"Блинчик" или "Лопата" - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до 5, потом до 10.
"Маляр" - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов к горлу и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
"Вкусное варенье" - улыбнуться, открыть рот; не закрывая рта, облизывать широким языком верхнюю губу по направлению сверху - вниз, остановившись на альвеолах. Повторять от 5 до 10 раз.
"Чашечка" - улыбнуться, открыть рот, широкий язык поднять вверх, загибая его передний и боковые края в виде чашечки. Нельзя поддерживать язык нижней губой, натягивать верхнюю губу на зубы. Удерживать под счёт сначала до 5, потом до 10.
После того, как ребёнок усвоит эти упражнения и без труда научится их выполнять, следует переходить к следующему упражнению:
"Фокус" - на кончик носа приклеить кусочек ватки. Улыбнуться, рот открыть, широкий язык полностью обхватывает верхнюю губу, как в упражнении "Вкусное варенье". Носом сделать глубокий вдох, а сильный, долгий выдох - на широкий язычок, так, чтобы сдуть с кончика носа кусочек ватки.
Когда все упражнения ребёнком усвоены достаточно хорошо, он без труда их выполняет, можно попробовать перейти непосредственно к вызыванию звука Ш. для этого необходимо сделать "Чашечку", убрать язык за верхние зубы, на альвеолы, прижав боковые его края к верхним коренным зубам и попросить ребёнка сильно подуть на кончик языка. Получается звук Ш. Если звук получается "чистым", правильным, то можно начинать его вводить в слоги, последовательность такая же, как у свистящих звуков.
Для получения звука Ж нужно включить голос при произнесении звука Ш.
Комплекс артикуляционной гимнастики для
звуков Л, Ль
Прежде чем приступить к формированию правильного произношения звука Л, Ль, постарайтесь определить, как именно ребёнок произносит эти звуки. Для этого попросите его произнести любую фразу, насыщенную этими звуками, например: Ла-ла-ла Лада в лодочке плыла.
Виды неправильного произношения звука Л:
- Среди нарушений звука Л распространено искажение звука, при котором произносится двугубный звук, наподобие краткого у.
- Более часто встречаются замена мягким Ль или Й.
Правильная артикуляция звука Л.
Зубы разомкнуты, между ними расстояние 2-4 мм. Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть языка поднята. Форма языка напоминает седло.
Артикуляционные упражнения для звука Л.
Упражнения - те же что и для шипящих звуков, добавляется упражнение "Парус"- улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до 8-10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Когда это упражнение ребёнок научится выполнять легко, добавляем голосок, "Пароход даёт сигнал", получается звук Л.
Автоматизация - такая же, как и в предыдущих группах звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для
звуков Р, Рь
Звук Р наиболее сложный по артикуляции, в основном появляется в речи детей последним, ближе к 6-7 годам.
Прежде чем приступить к формированию правильного произношения звуков Р, Рь, постарайтесь определить, как именно ребёнок произносит эти звуки. Для этого попросите его произнести любую фразу, насыщенную этими звуками, например: У горы Арарат растет красный виноград.
Виды неправильного произношения звук Р :
"Горловое" произношение, когда вибрирует только маленький язычок, или мягкое нёбо.
- Реже встречается одноударное произношение звука Р.
- Замена другими звуками : мягким Рь, Ль, Й.
Правильная артикуляция звука Р. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.
Сначала необходимо провести общий комплекс артикуляционной гимнастики, чтобы подготовить мышцы губ и языка, затем провести дыхательную гимнастику, для развития сильной, целенаправленной струи. И только потом переходить к специальным упражнениям:
"Лошадка" - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и "прыгал" только язык.
"Грибочек" - улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт, губы оставались в улыбке.
"Гармошка" - Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
"Индюк" - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося была-была-была.
"Дятел" - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д-д-д». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Когда ребёнок научится выполнять легко, без поиска артикуляции эти упражнения попробуйте "Завести мотор" - язык находится в положении "Грибочек", сделать глубокий вдох, и с силой продолжительно подуть на кончик языка, появляется вибрация, язычок "дрожит". Слышится Тррррр или, если добавить голосочек Дрррр.
После того, как ребёнок научится "Заводить мотор", пробуем соединить с гласными звуками Тррррра, тррррры, тррррэ, тррррро, тррррру, дрррра, дрррры, дрррро, дррррру. А потом можно приступить к проговариванию слов с этими слогами: Трррава, тррраншея, дрррова, дррруг.
Таким образом, вследствие регулярного выполнения определённых артикуляционных упражнений, многие дети могут сами научится говорить чисто и правильно.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".
Предлагаю Вашему вниманию буклеты "Эти непослушные звуки", в которых предложены комплексы упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад для свистящих, шипящих звуков, а также звуков Л и Р.