Татьяна Титова
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- закрепить знания детей о различных временных промежутках;
-закрепить умение составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели;
- познакомить детей с моделью суток, недели, года.
Демонстрационный материал :
- модель частей суток в виде круга, разделенные на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов);
- модель недели в виде «Семицветика»;
Публикация «НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- модель года с выраженными временами года;
- картинки зубной щетки, игрушечная тарелка, игрушка Степашка, подушка;
- раздаточный материал : карточки разного цвета (белый, розовый, серый, черный);
- цифры от 1 до 7.
Сегодня мы закрепим с вами знания о разных временных промежутках и познакомимся с основными правилами отсчета времени.
1. Вначале я познакомлю вас с понятием «сутки».
Кто знает что такое сутки?
- День и ночь.
Да, правильно. Кто-то слышал как люди говорят «День и ночь сутки прочь». Но посмотрите, у меня в руках модель суток кружок, разделенная почему-то не на 2, а на 4 части и цвет у каждой части свой. Заметили?
Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым, черным, белым и розовым?
- Ночь, день…
Хорошо, я помогу вам: на каждый цвет я положу подсказочки – предметы (зубная щетка, глубокая тарелка, Зайка – Степашка и подушка). Кто мне скажет к какому цвету подойдет этот предмет?
Д: Утро (розовое) – зубная щетка, день (белый) – глубокая тарелка (суп кушаем, вечер (серый цвет) – Степашка, ночь (черный) – подушка.
В: Молодцы. А сейчас я задам вам трудную задачку (показываю модели зимних и летних суток). Подумайте и скажите летние и зимние сутки чем различаются? Почему на модели летних суток больше белого, а на зимней – черного?
Д: Потому что летом день длиннее, а зимой короче. А зимой ночь длиннее, а день короче.
В: Ребята, а зимой и летом изменяется последовательность частей суток?
Д: Нет, не изменяется.
2. Игра «Что мы делаем?»
дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Вопрос задается о других частях суток. Сначала угадывает воспитатель то, что изображают играющие, а затем один из детей.
3. Гимнастика для глаз.
- потереть ладонью о ладонь
- закрыть глаза и положить ладони на них
- поморгать, открыть глаза (ладони не убирать, поморгать, закрыть глаза
- потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.
4. Работа над закреплением понятия «неделя».
В: Ребята, кто знает, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?
Д: Неделя.
Воспитатель показывает детям «Семицветик».
Проводится игра «Живая неделя» карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладывают на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они «превратились в дни недели». Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я первый понедельник. Кто следующий?»
- Я второй – вторник … и т. д.
В: Задание: сделайте шаг «выходные дни», … «рабочие дни»… Какой день между понедельником и средой, четвергом и пятницей? и т. д.
Ответы детей.
5. Игра с пальчиками.
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чешки в пятницу купила
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
6. Сравнение моделей «Сутки» и «Времена года».
В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на еще одну модель времени. Кто помнит, это модель чего?
Д: Модель года.
В: Чем отличается и чем похожа модель года и модель суток?
Д: Они похоже тем, что состоят из четырех частей, а отличаются цветом частей.
В: Что на модели года мы отмечаем синим, зеленым, красным, желтым?
Д: Времена года. Синий цвет – это зима, зеленый цвет – это весна (листочки, трава, красный цвет обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени (желтых листочков).
В: Посмотрите, на модели года все части равны, а на модели суток серая и розовая части меньше, чем черная и белая. Кто-то догадался почему?
Д: Времена года все равны, а части суток разные утро и вечер короче дня и ночи.
Физкультминутка.
Мы руками - хлоп - хлоп- хлоп,
Мы ногами - топ- топ – топ,
Кулачками постучим,
Повернемся и молчим
(рот закрыть рукой).
7. В: Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте. И показывайте кружочек (модельный знак) того цвета, когда это бывает?
В: Дел у меня немало: я белым одеялом всю землю убираю. Белые поля, леса, дома, а зовут меня?
(Дети показывают карточку белого цвета. Зима)
В: Тает снежок, ожил кружок, день прибывает, когда это бывает?
(Дети показывают зеленый – весна.)
Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.
Побежим купаться, с рыбками плескаться.
(Дети показывают красный – лето).
Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,
под ногами шелестят и летят, летят, летят.
(Дети показывают кружок желтого цвета - осень).
В: Какое время года между зимой и летом?
В какое время года птицы улетают в теплые края?
В какое время года мы отмечаем Новый год?
Назовите осенние месяцы.