Алешкова Любовь
Познавательный проект «Что мы знаем о родном крае?» Формирование представлений у детей о родном посёлке
Познавательный проект «Что мы знаем о родном крае?»[/b]
Актуальность проекта.
У каждого человека есть малая родина, где он родился и вырос. Для большинства людей это самое любимое и дорогое место на земле. Для нас - вохмичей малой родиной является поселок Вохма. Он по-своему дорог и красив. На большой карте мира его не видно, но на карте Костромской области он отмечен, как большой районный центр. В Вохме много достопримечательностей, со своей историей и людьми. Они всегда прославляли нашу вохомскую землю. И слава о нашей малой родине идет далеко за пределы области. Вохмичи трепетно и нежно хранят обычаи и традиции поселка, передавая их подрастающему поколению. А что знают о своей родине наши воспитанники? Наблюдая за детьми, беседуя и играя с ними, мы столкнулись с тем, что дети подготовительной к школе группы не владеют достаточной информацией о родном поселке, его достопримечательностях, практически не знают людей, прославивших нашу Вохму. Прежде, чем начать работу над этими вопросами, провели анкетирование родителей, которое коснулось исторического прошлого и настоящего родного края, его известных мест. Результаты превзошли все наши ожидания. Большинство мам и пап прекрасно владеют информацией, но почему-то не спешат делиться с ней с детьми. Совместными усилиями мы попытались исправить пробелы в знаниях наших воспитанников.
Публикация «Познавательный проект „Что мы знаем о родном крае?“ Формирование представлений у детей о родном посёлке» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Разработчики проекта : воспитатели Алешкова Любовь Витальевна, Милькова Татьяна Николаевна.
Основные исполнители: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование представлений у детей о родном посёлке, его достопримечательностях.
Задачи проекта :
1. Формировать представления у детей о родном поселке, его истории, символике, достопримечательностях.
2. Познакомить детей с известными вохмичами, в том числе героями Великой Отечественной войны, их подвигами.
2. Развивать знания детей о природе родного края, его флоре и фауне.
3. Воспитывать чувства гордости за свою малую родину, желание сохранить ее традиции.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы представления о родным поселке, его истории, символике, достопримечательностях.
- Дети знают вохмичей, прославивших поселок, а также называют героев Великой Отечественной войны, их подвиги.
- Дети знают природу родного края, флору и фауну Вохмы.
- У детей развито чувство гордости за свою малую родину, желание сохранять ее традиции.
Продукт проекта : Игра «Что? Где? Когда?»
Обеспечение проекта : ноутбук с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, кисточки, клей, картон, ватман, пластилин, видео камера.
Возможные риски
Риски Пути их преодоления
Дети не заинтересуются проектом - Поощрять самых активных участников проекта смайликами, вести их регулярный подсчет;
Родители не заинтересуются проектом - Освещать ход проекта в родительском уголке, регулярно освещать проект на сайте группы.
Содержание проекта
Этапы Работа руководителя Работа с детьми Работа с родителями
1 этап
Подготовительный
1. Составление плана работы по проекту;
2. Подбор наглядно-иллюстрированного материала по проекту;
3. Подготовка необходимых атрибутов по проекту (карта Вохомского района, название центральных улиц, создание макетов достопримечательностей Вохма);
5. Подборка художественной литературы;
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, пополнение патриотического уголка.
Анкетирование по теме «Что вы знаете о прошлом и настоящей Вохмы»
Заинтересовать родителей проектом.
Разместить информацию в уголке для родителей и на сайте группы
2 этап
Основной Беседы «Откуда пошло название «Вохма», «Зачем мы храним прошлое», «Юные исследователи земли вохомской», «Исторические здания Вохмы», «Вохма: вчера, сегодня, завтра»; «Наши герои», «Историческое прошлое Вохмы»,
«Известные люди Вохомского района»; «Символ Вохмы - медведь» - Знакомятся с историческими достопримечательностями поселка;
выставки творческих работ «Любимое место в Вохме», «Моя семья»,
-участие в выставке творческих работ;
Изготовляют генеалогическое древо семьи,
Создают альбомы «Я и Вохма», «Вохма и вохмичи», «Они сражались за Родину»
2 этап
Основной дидактические игры «Узнай место», «Собери пазл», «Добавь словечко», «Узнай по описанию».
наблюдения «Природа зимой», «Наступили холода», «Зимний пруд»,
акция «Покормите птиц зимой»;
чтение художественной литературы В. Семерин «Родина», А. Прокофьев «Родная сторонка», С. Дрожжин «Привет»,
П. Воронько «Лучше нет родной сторонки»,
М. Пришвин «Моя родина», И. Тургенев «Деревня»;
- пополнение предметно – развивающей среды, патриотического уголка (генеалогическое древо семьи, альбом «Я и Вохма», «Вохма и вохмичи», «Они сражались за Родину», макет «Поклонимся великим тем годам»
Коллективная работа
«Я люблю тебя, Вохма!»
конструирование «Дом будущего» - играют в дидактические игры;
- совершают экскурсию на пруд;
- наблюдают за природой и погодой,
- участвуют в акции;
- слушают, обсуждают произведения о малой родине;
- рассказывают о генеалогическом древе своей семьи;
- слушают рассказы о героях-земляках;
- рассматривают макет,
составляют рассказы;
-участвуют в коллективной работе;
- конструируют дома будущего
Изготовление кормушек
Изготовляют макет, посвященный Великой Отечествен-ной войне «Поклонимся великим тем годам»
3 заключительный этап Подготовка и проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», подборка музыкального сопровождения, команды знатоков. Участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Подборка вопросов к интелектуальной игре «Что? Где? Когда?»
Литература:
1. Интернет-ресурсы:
Моя Вохма : Информационно-новостной портал Вохомского района : История, новости, справки, объявления, предприятия, Вохма и Вохомский район (boxma.ru).
Река Вохма | Команда Кочующие (komanda-k.ru)
2. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990;
https://search.rsl.ru/ru/record/01001555566
3. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
https://www.obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D24%26r%3D3
4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
https://search.rsl.ru/ru/record/01001851320