Анна Каспина
Сценарий познавательного досуга для старшей группы «В гости к нашим соседям белорусам»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный досуг в старшей группе
по теме: «В гости к нашим соседям белорусам»
Цель: формировать представления детей о Белоруссии и белорусах.
Задачи: - продолжать знакомить детей с Республикой Беларусь, традициями, особенностями, обычаями, народным костюмом;
- развивать внимание, память, речь, зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику;
- воспитывать уважение к людям других национальностей.
Оборудование:
Публикация «Сценарий познавательного досуга для старшей группы „В гости к нашим соседям белорусам“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, коврограф, костюмы девочки и мальчика белорусов, женский белорусский костюм, глобус, почтовая коробка, аудиозаписи песен «Белый аист летит» ансамбль «Песняры», аудиозапись голоса «Глобуса», аудиозапись «гул самолета», мультимедийная презентация о Белоруссии, картонные «лапоточки» для народной подвижной игры, СД – запись музыки для танца «Бульба».
Раздаточный материал: разрезные наборы «Флаги РФ и РБ», наборы карточек «Дикие животные» (зубр, зубрята, як, бык, бизон, волк, лиса, медведь, лось, комплекты народных белорусских костюмов мальчика и девочки с липучками, индивидуальные коврографы, пояса и фартуки для белорусского народного танца «Бульба», корзина с овощами (картофель, свекла, тыква, морковь, лук, капуста).
Предварительная работа: знакомство с РБ, символами Белоруссии, городами, национальным костюмом, народным узором, традициями, природой, введение новых слов «бульба», «драники», разучивание белорусского народного танца «Бульба», б. н. игры «Лапоточки», рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением Белоруссии и ее особенностей.
Ход ООД:
1) Ребята вместе с воспитателем входят в музыкальный зал:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте их поприветствуем!
Дети: Милости просим!
2 реб. : Жалуйте!
3 реб. : Гостите!
4 реб. : Слава нашей стороне!
5 реб. : Слава русской стороне!
(низко кланяются)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, помните, как здоровались наши предки в старину!
2) Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая интересная посылка нас ожидает здесь! Давайте ее откроем.
Воспитатель достает из коробки глобус.
Воспитатель: Скажите, что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Уменьшенная модель Земли – нашей планеты.
Воспитатель: В какой стране мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Я покажу Вам ее на глобусе. (показ воспитателя).
Аудиозапись на CD – проигрывателе.
«Дорогие, ребята! Я – Ваш друг Глобус. Хочу пригласить Вас в путешествие по странам соседним с Россией. И сегодня я предлагаю Вам отправиться в Белоруссию».
Воспитатель: Ребята, расположимся свободно на ковре. Закроем глаза и отправимся в гости в соседнее с нами государство Белоруссию.
Отважный самолетик летит, летит, летит,
Доставить пассажиров на землю он спешит.
Гудят, гудят моторы, опущено шасси,
Осталось лишь немного достать до полосы.
Спокойно приземлился красавец самолет,
И рвется снова в небо - так хочется в полет.
В небесные просторы, где ширь и благодать,
И облаков узоры, а звезд - не сосчитать!
Дети открывают глаза, встают с ковра.
Музыка «Гул самолета».
Воспитатель: Ну вот, мы с Вами и приземлились в Белоруссии (слайд на экране).
Воспитатель: Наша Брянская область граничит с государством Белоруссией. Скажите, пожалуйста, как называется народ, проживающий в Белоруссии (Белорусы).
3) Звучит музыка «Белый аист». Выходят мальчик и девочка, одетые в белорусские костюмы. Обходят зал, кланяются гостям, детям. Становятся напротив всех.
Дети – белорусы: Добрый дзень!
Воспитатель: Здравствуйте! Добрый день!
Дети- белорусы: Мы рады приветствовать Вас в Белоруссии. Добрый день! Меня зовут Олеся.
Мальчик: Меня зовут Юрась.
Воспитатель: Как интересно звучит твое имя - Юрась. Ребята, скажите, какое русское имя созвучное имени Юрась, оно вам напоминает. (Юрий, Юра).
Воспитатель: Какие интересные имена у наших гостей.
Юрась и Олеся: У нас есть для вас стихотворение о нашей Родине, послушайте его :
Русь Белая — чистая, нежная:
Лес, озеро, поле безбрежное…
Журчание чистой кринички,
Негромкое пение птички…
Белорусам Родина —
Как родная мать.
Хоть полмира пройдено —
Лучше не сыскать!
Воспитатель: Какие красивые стихотворения вы знаете о своей Родине!
Воспитатель: Ребята, скажите, из каких источников мы можем узнать о Белоруссии? (предложения детей и подбор знаков исследовательской деятельности). Выкладывают на столе.
Воспитатель: Как вы думаете, кто выступит у нас сегодня в роли «специалистов». Правильно, Юрась и Олеся. Итак, спросим у наших ребят Юрася и Олеси.
4) Воспитатель: Юрась и Олеся познакомите нас со своей страной и проверьте наши ребят, что они знают про вашу Родину.
Юрась и Олеся (с указкой): Посмотрите, на слайде вы увидите изображение нашей сраны Белоруссии.
1 слайд: карта Брянской области и приграничных государств.
2 – 3 слайд: карта Белоруссии и фото.
Нет милее березок, что на белой Руси,
О земле белорусской их возьми, расспроси.
Об озерах святых и березовых рощах,
И как солнце лучи свои в водах полощет.
Они русских березок сестренки родные,
Их нельзя не любить, их нам надо беречь,
И звучит пусть под ними славянская речь.
5) Воспитатель: Ребята у меня для вас задание: соберем флаги наших государств (из 6 частей). (стоя за столами, детали лежат на отдельных подносах, по 1 набору на каждого, собирают, выкладывая на столы)
Воспитатель: Проверим себя!
4 слайд: (Флаг России и Белоруссии).
Расскажите, что означают цвета на Российском флаге?
Дети: Белый – чистоты, синий – неба, красный – силу, солнечный рассвет.
Зеленый цвет – цвет – полей, лесов, лугов; красный цвет – цвет силы, жизни и надежды; белый – чистота, орнамент – символ древней культуры.
6) Воспитатель: Символ России – бурый медведь, покажем, какое же животное является символом Белоруссии?
Из карточек на столе дети выбирают нужную. (Среди карточек есть взрослый зубр и его детеныши – зубрята; есть фото их родственников – быков, бизонов, прикрепляют на магнитную доску, называют зверей.
5 слайд: Беловежская пуща.
Воспитатель: Символ страны Белоруссии - зубр - огромный бык весом почти в тонну. Зубры очень древние травоядные животные, они были полностью истреблены, но в Белоруссии в заповеднике «Беловежская пуща» люди смогли восстановить их численность.
Послушаем голос зубра.
7) Пришла пора отдохнуть и поиграть в белорусскую народную игру «Михасик».
«Михасик». Цель игры: развитие ловкости, внимания.
Для проведения игры по кругу ставятся 12 пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай -лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и считается победителем. Игра проводится под белорусскую народную музыку.
8) Игра «Собери белорусский костюм».
2 набора для женского и мужского белорусских костюмов на коврографах. Собирает команда мальчиков и команда девочек.
После того как собраны костюмы, идет рассказ, из каких частей состоит костюм и почему он так украшен.
Например: (возможно с наводящими вопросами воспитателя).
6 слайд: костюмы
Женский костюм: рубашка с орнаментом их геометрических фигур; жилет, юбка, фартук.
Мужской: рубашка с орнаментом, брюки, пояс, сапоги, шляпа.
9) Воспитатель: С такими замечательными народными костюмами можно и в резвый пляс пуститься. Давайте станцуем белорусский народный танец «Бульба». Но прежде скажите, что означает это слово в переводе на русский язык? Выберите верный вариант с помощью овоща из корзины и покажите его всем. (Выбирают овощ).
10) 7 слайд: Бульба.
Воспитатель: Правильно ли ответили наши ребята? (Спрашивает у Юрася и Олеси).
Юрась и Олеся: Да верно, бульба - это по – белорусски «картошка», а в народном танце «Бульба» можно увидеть весь труд людей, связанный с посадкой, обработкой и выкапыванием картошки.
Танец «Бульба». Девочки одевают фартуки, мальчики одевают пояса.
11) Воспитатель: Из картошки в Белоруссии изготавливают одно из самых любимых национальных блюд – драники. Надо сказать, что это блюдо из картофеля очень похоже на русские оладьи, на Украине – их называют деруны. В России их называют - драники, какорки, теруны, терунцы, терунки, дёрики.
8 слайд: Драники.
Входит «мама» Юрася и Олеси в белорусском народном костюме с соломенной корзинкой в руках.
МАМА: Добрый дзень! Здравствуйте! Мир вашему дому! А вот и мои озорные Юрась и Олеся!
Дети подбегают к маме.
Мама: Я очень рада, что вы столько много знаете о Белоруссии. В благодарность вам за это я хочу угостить вас нашим белорусским национальным блюдом «драниками». Отдает корзину воспитателю, обнимает Юрася и Олесю.
Юрась и Олеся читают стихи:
Всегда с Российскою страной
Мы дружно рядом жили.
Язык и русский, и родной
Мы знали и любили.
Кто россиянин, белорус, —
Друзья, не в этом дело:
За Белоруссию, за Русь
Сражались вместе смело.
Что нам делить?
Земля одна,
Леса, луга и реки.
Одна природа, жизнь одна,
Судьба одна навеки!
Воспитатель и дети: Спасибо большое за угощение! За добрые слова! Милости просим к нам в группу!
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что наше знакомство с гостями из Белоруссии вам запомниться надолго, ведь мы столько узнали нового и интересного об их стране Белоруссии.