Марина Сергеевна Дубенцова
Познавательные способности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! В начале своего выступления мне хочется предложить вам «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме «Развитие познавательной активности и познавательных способностей у дошкольников».
Публикация «Познавательные способности дошкольников» размещена в разделах
Итак, первое высказывание Василия Александровича Сухомлинского (советский педагог, писатель) : «Игра – это искра, зажигающая огонек…» (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Второе высказывание Артура Владимировича Петровского (советский и российский психолог) : «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих…» (психическое развитие дошкольника). Вы правы, поскольку познавательная активность, по мнению Дианы Борисовны Богоявленской (заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института, – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.
И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой (доктор социологических наук, вед. Научный сотрудник Института философии) : «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является…» (педагог).
Действительно, педагог – профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами: стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария (формы, методы приёмы и средства педагогического взаимодействия, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников.
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности и заключается:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
В своей работе мы должны обращаться к методам, стимулирующим процесс познания :
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (его использовал в своей практике Шалва Александрович Амонашвили - советский, грузинский и российский педагог и психолог, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста - это декламирует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В содержание образовательной области «Познавательное развитие» входит:
-Сенсорное развитие.
-ФЭМП.
-Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
-Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах).
В соответствии с ФГОС ДО, целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие именно познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.
Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам
Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.
С 1 года до 3 лет
Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т. д.
Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.
С 3 до 4 лет
К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.
С 4 до 5 лет
После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.
В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника :
установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями - в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как
целостную цепь событий,
• знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,
• начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать,
• начало формирования положительного отношения к окружающему миру.
С 5 до 7 лет
В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
Я хочу поделиться опытом работы в этом направлении и расскажу о развитии интеллектуальных и творческих способностей наших детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Одним из условий формирования познавательных способностей является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности, поэтому мы систематически пополняем и обогащаем центры развития: «Центр познания», «Центр математики», «Центр опытов и экспериментирования».
Я считаю, одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игровая деятельность. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. В группе имеются костюмы для сюжетно-ролевых игр: повар, продавец, парикмахер, водитель, светофорик, доктор, моряк.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Дети с удовольствием разыгрывают различные сюжеты. Для ряженья детей имеются платки, кепки, шляпки, юбки, кофточки, костюм Снегурочки.
Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. В группе имеется мелкий конструктор Лего и среднего размера, а также деревянный конструктор, позволяющий обустроить городок с фигурками людей, домами и машинками. Дидактические игры по всем областям занимают особенно важное место в нашей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
По ФЭМП в своей работе мы используем такие дидактические игры, как «Давайте посчитаем», «Заметь все», «Что изменилось», «Найди отличия», «Цепочка слов», игра «Запомни математические термины», «Когда это бывает», предлагаем воспитанникам наложить на геометрические фигуры то палочки, то проволоку для того, чтобы воспринять разницу в их формах; начертить и зарисовать различные геометрические фигуры; увеличить (уменьшить) фигуру.
По развитию речи игры «Сказка по-новому», «Закончи предложение». Интересной разновидностью являются игры-сочинения. Для этого мы задаём ребёнку вопрос (например, «Какая бывает собака?»). Мы просим ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д.
По ознакомлению с окружающим миром можно предложить игры: «Продолжи ряд», «Раздели на группы», «Сравни», «Найди закономерность», «Хорошо или плохо». По художественно-эстетическому развитию игры «Дорисуй», «Придумай костюм для сказочного героя». Ребята очень любят игру «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает какой-либо текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
Велика роль исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы. В своей практике мы используем игры–эксперименты с водой, воздухом, песком, крупой, камнями, тканями, разными видами бумаги, деревом, металлом. Например:
- «Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.
- «Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство «Песок мельче, чем манная крупа». Проверяют опытным путём что будет, если добавить воды, делают вывод – песок легко будет разделить, но можно и лепить, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
- «Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Делаем вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
2. Чтобы подвести ребят к выводу о том, что воздух можно заставить двигаться, мы проводили такой опыт. Предлагали воспитанникам сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Вместе с ребятами приходим к выводу, что листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта.
На прогулке мы рассматриваем разные объекты, исследуем их. Например, исследуя дерево, перед ребёнком мы ставили задачи, соответственно его возрасту: в младшем возрасте - знакомили с понятием дерево, определяли его размер; в среднем возрасте - выделяли цвет ствола, листочков, описывали, какой ствол и листочки на ощупь, какие части есть у дерева. В старшем дошкольном возрасте ребята сами способны по плану сделать описательную характеристику дерева, делают вывод, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому. Могут объяснить, почему весной распускаются листочки, знают понятие сокодвижение. Приходят к выводу, что, когда прогревается земля, вода с минеральными веществами поднимается вверх по стволу дерева, потом в веточки и происходит набухание почек.
Проводили исследования со снегом и льдом, делали вывод, что снег может быть сухим или мокрым и липким, в зависимости от температуры воздуха. Выявляли свойства льда, беседовали о трёх состояниях воды.
В формировании познавательных способностей особо следует выделить проектную деятельность. Мы реализовывали проекты «Неужели это песок», «Домашние животные», «Любимый город», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Огород на окне», «Безопасная улица».
Изобразительная деятельность даёт возможность приобщения детей к искусству в различных техниках нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю такие нетрадиционные методики рисования, как поролоновые рисунки, рисование крупой или песком (дети закрашивают форму клеем в виде какого-либо изображения, затем посыпают манной крупой, лишнее стряхивают). Рисование зубной щёткой или овощами – эта техника очень нравится детям, так как всегда забавно использовать предмет в необычных целях. Рисование на песке (в группе можно рисовать на манной крупе). У ребенка, занимающегося такой анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.
Мы стараемся поддерживать контакт с родителями, просвещать их в плане работы с детьми в развитии их познавательных способностей : выступаем с консультациями на родительских собраниях, проводим беседы, заседания круглого стола, вечера вопросов и ответов. В родительском уголке стараемся размещать информацию о нашей деятельности с детьми, о том, какие книги почитать, о чём рассказать и вообще, как помочь маленьким «почемучкам». Наше взаимодействие с родителями, поощрение, интерес к деятельности ребёнка, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка дает положительный результат, так как в группе значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем познавательной активности.
В заключение своего выступления хочется вспомнить слова Шалвы Александровича Амоношвили: «Даже самых пассивных детей можно сделать активными». Метод прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.
Спасибо за внимание!