Татьяна Григорьева
Познавательное занятие в старшей группе «В мире насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие в старшей группе на тему «В мире насекомых»
Цель
Систематизировать знания и расширять представления детей о многообразии мира насекомых.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о строении насекомых; активизировать словарный запас.
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, память, внимание, моторику рук; развивать познавательный интерес.
Публикация «Познавательное занятие в старшей группе „В мире насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: формировать бережное отношение к окружающей природе. Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;
• дидактическая игра «Четвертый лишний»;
• письмо от Незнайки.
Раздаточный материал:
• листы бумаги по одному на каждого ребенка, простые карандаши на каждого ребенка.
Ход.
1. Введение в учебно - игровую ситуацию
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут).
Ребята, прислушайтесь, куда мы попали? (садятся на палас)
Ответы детей (на луг, в лес,.)
По вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей).
А кто догадался, кто издает такие звуки? Ответы детей (стрекоза, пчелы)
А как можно назвать их, одним словом? Ответы детей (насекомые)
А сейчас какое время года? Ответы детей
А зимой можно услышать, как жужжат пчелы, стрекочут стрекозы? (Ответы детей)
А почему нельзя? (Ответы детей)
Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей, холодно, они прячутся в коре деревьев, засыпают и т д)
Ребята, а как вы думаете, как начинает пробуждаться природа? ( Ответы детей: после того как заканчивается зима.)
Кто может рассказать, как это происходит? ( Ответы детей: с появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.)
Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей) .
Сегодня, ребята, в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе от Незнайки. Он пишет, что очень хотел бы попасть в страну насекомых и увидеть их разнообразие.
А давайте и мы с вами посетим страну насекомых. Скажу вам по секрету, что жители этой страны очень маленького роста и часто прячутся в траве. Чтобы с ними подружиться, нужно в крошек превратиться. Давайте скажем такие слова : «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!» Чудеса у нас на свете, стали карликами дети. (Дети садятся на полянку с цветами). Теперь трава вокруг нас как высокие деревья, песчинки как большие камни, а люди просто великаны. А сейчас давайте посмотрим, кто же живет в этой стране, для этого мы будем разгадывать загадки.
2. Основная часть.
(Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт.)
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора… (Пчела)
Правильно, это пчела! (Картинка 1) Какие части тела есть у неё?
Ребята, а какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А как называется домик пчел? Улей. Лесные пчелы строят себе вот такие гнезда- ульи, а домашние пчелки живут на пасеке вот в таких ульях. А знаете ли вы, что пчела за день облетает более миллиона цветов!
Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает. (Стрекоза) (Картинка 2)
Посмотрите, какая стрекоза.
Какие части тела есть у неё?
У нее длинное тело, четыре больших крыла, которые смотрят в стороны. А какие интересные у нее глаза! Большие, как очки, и названия у стрекоз очень интересные – коромысло, красотка, златка и т. д.
Чем она питается? Вы знаете, что стрекозы – хищницы, они питаются мелкими насекомыми, ловят их прямо на лету.
Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых.
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Вы догадались, кто это? Правильно, бабочка (Картинка 3)
Посмотрите, какая красивая бабочка! На что она похожа? Да, на цветок.
А какие части тела есть у бабочки? У бабочки четыре крылышка, есть голова, грудь, брюшко, есть усики и шесть ножек. А где спит бабочка? (Ответы детей) Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов) .
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом, в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
(Картинка 4)
Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги). Вы даже не представляете себе, какое интересное насекомое – кузнечик. У него самые интересные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – так он может очень далеко прыгать!
Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .
Я работаю в артели
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
(Картинка 5)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А чем он отличается от пчелы? Муравей бывает черного или коричневого цвета. У него нет крыльев, но он умеет очень быстро ползать. Муравьи живут большими группами. А как называется домик муравья? Да, муравейник. Муравьи работают слаженно и дружно, они строят муравейник из веточек и хвоинок. А знаете ли вы, что муравьи – одни из самых сильных насекомых. Они могут переносить тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял десять человек!
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
(Картинка 6)
Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). Физминутка: Бабочка
Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками.
На лугу цветы считает. Считаем пальчиком.
— Раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши.
Ох, считать, не сосчитать! Прыжки на месте.
Задень, за два и за месяц. Шагаем на месте.
Шесть, семь, восемь, девять, десять. Хлопки в ладоши.
Даже мудрая пчела. Машем руками-крылышками.
Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое);
• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
• паук, шмель, орел, комар (птица)
• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.
Игра «Комары и жуки»
Дети делятся на две группы :первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летают по полянке до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. Повторить 5-6 раз.
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её на-до беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.