Светлана Кузнецова
Познавательное занятие в средней группе «Мой Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Мой Башкортостан» средняя группа
Выполнила воспитатель Кузнецова Светлана Клавдиевна
Цели: Развивать интерес к истории и культуре Республике Башкортостан
Задачи.
Образовательные: уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан;
Публикация «Познавательное занятие в средней группе „Мой Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гимне; систематизировать знания о городах Республики Башкортостан; животных, птицах и растениях.
Развивающие: развивать познавательный интерес к родному краю; способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.
Воспитательные: воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих близких и свою Республику.
Предварительная работа: Разучивание стихов, рассматривание герба, флага Башкортостана, беседы о государственных символах, рассматривание башкирских музыкальных инструментов и прослушивание их, слушание гимна.
Активизация словаря: символы: герб, флаг, гимн, курай, соцветие курая.
Методические приё мы: Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр слайдов, прослушивание магнитофонных записей, чтение стихов, аппликация флаг Башкортостана.
Оборудование: Кукла в национальном костюме, цветок курая с заданиями, изображения современного флага, герба, портрет С. Юлаева, аудиозапись гимна, слушание курая, магнитофон, дидактическая игра «Собери флаг Башкортостана».
Ход образовательной деятельности
Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся, покажем гостям какие мы стали большие, и что мы знаем.
- Давайте вместе порадуемся новому дню.
Утром солнышко встает выше, выше, выше!
(сидят на корточках, тихонько встают, поднимают ладошки вверх)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
(обратно тихонько садятся)
Хорошо, хорошо, солнышко смеется!
(встают, хлопают в ладоши)
А под солнышком нам весело живется!
(кружатся, подняв руки вверх)
- Ребята, в каком городе мы с вами живём? (в городе Белорецк)
- Как называется наша республика? (Башкортостан).
Стих читает ребенок: Башкортостан — мой край родной.
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля —
Все это ты, любимая земля!
- Наш Башкортостан очень гостеприимная республика. У башкир есть такая поговорка «Приход гостя - дому украшение». И сегодня к нам в гости пришла башкирская красавица Айгуль. Посмотрите на неё. Во что она одета? (В башкирский национальный костюм)
- А пришла она к нам не с пустыми руками, а принесла — картинку. (Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей).
- Да, это соцветие курая, растения, которое растет на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.
Воспитатель показывает детям цифру 1 и спрашивает детей: «Какая это цифра?» (ответы детей – 1, значит, по счёту мы открываем? (дети - первый) кружок.
1. Открываю первое задание. И что мы видим? (Дети - Флаг Башкортостана)
Это флаг Башкортостана, символ Республики. Посмотрите, какой он красивый!
Сколько цветов? (3) Какой они формы? (прямоугольной)
Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
Что они означают? (синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.). Да, синий цвет - это безоблачное, ясное небо, символ мира, белый — воздух, чистота души народа, символ чистоты, зеленый - трава, вера в жизнь, символ свободы, жизнелюбия. Цветок курая — символ дружбы народов РБ
Флаг поднимается на зданиях городов, во время соревнований, праздников.
2. Интересно, какое еще задание приготовил курай. Это цифра? (дети – 2) – открываем по счёту? (дети – второй) кружок.
- Ребята, здесь надо отгадать, какой ещё есть музыкальный отличительный знак, символ республики? Его нужно слушать стоя, не разговаривая? Это торжественная музыка, как она называется?
- Это Гимн Республики Башкортостан.
- А где звучит гимн, когда его можно услышать? (Звучит эта торжественная музыка на праздниках, торжествах, при награждении победителей соревнований.)
Давайте встанем и послушаем гимн. (Слушание гимна)
3. Следующий наш кружок - это цифра? (дети – 3) – открываем по счёту? (дети –третий) кружок. (Снимаю четвёртый бумажный кружок). А задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (дети - город Уфа). - Правильно. Давайте проведём игру «Кто больше назовёт городов нашей республики».
4. Следующий наш кружок - это цифра? (дети – 4) – открываем по счёту? (дети –четвертый) кружок. Будем играть в башкирскую национальную игру «Пять детей у Тимербая»
Игра «Пять детей у Тимербая»
Пять детей у Тимербая
Дружно весело играют.
В речке быстро искупались,
Наплескались, наплескались.
И ни есть, ни пить не стали.
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так: …
(Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения. В конце стихотворения ребенок – «Тимербай» показывает любое движение и все дети повторяют)
- Ребята, посмотрите на наше соцветие курая, сколько кружочков осталось? (дети – 3)
5. И вот пятое задание курая. (Снимаю пятый бумажный кружок).
Назовите животных Башкортостана, птиц Башкортостана.
Отгадайте загадки и вы узнаете какие животные живут в Башкортостане? (Загадки)
1. Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
2. Рыжая с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом. (Лиса)
3. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
4. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Из кустов зубами щелк, кто скажите, это?
(Волк)
5. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно
Притаившись ждет добычу.
Не робей, но берегись,
Потому что это … (Рысь)
6. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (Лось)
7. Что это за птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
8. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
9. Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
10. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
6. Давайте откроем еще один кружок. Здесь нужно назвать башкирские музыкальные инструменты.
- Это курай, домбыра, кубыз, мандолина, баян. (Показ слайдов)
Кто знает, из чего делают музыкальный башкирский народный инструмент курай. (дети - это растение)
- Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись).
- Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Физминутка
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
7. Посмотрите на соцветие курая. У него осталось? (дети - одно задание). (Снимаю последний седьмой бумажный кружок, там нарисован подарок).
- А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и собрать для Айгуль подарок флаг Башкортостана.
В конверте лежат разноцветные полоски, вам надо вспомнить какие цвета присутствуют в башкирском флаге и собрать его. А Айгуль проверит, правильно ли вы запомнили как выглядит башкирский флаг. (пока дети будут садиться за столы — воспитатель ставит музыку с башкирской мелодией — музыка тихо играет, дети собирают флаг).
- Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам курай. Какие отличительные знаки, символы Башкортостана мы называли? - флаг, гимн – они символизируют стремление Башкортостана к миру, дружбе, свободе; в какую башкирскую игру играли? («Пять детей у Тимербая», какой башкирский инструмент слушали (курай).
- Наша гостья Айгуль говорит вам большое спасибо, вы ей очень понравились. Молодцы!