Валерия Половникова
Познавательное развитие. Знакомство с окружающим миром: «Как зимуют звери» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Как зимуют звери»
Цель: закреплять представления детей об образе жизни диких животных зимой.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, повторить признаки зимы;
- расширять и углублять представления детей об особенностях зимовки зверей в лесу;
Публикация «Познавательное развитие, Знакомство с окружающим миром: „Как зимуют звери“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
- устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом животных и временем года.
Развивающие :
- развитие мелкой моторики рук;
- активизация словарного запаса детей, устной монологической речи, умения отвечать на вопросы полным ответом
- развитие творчества, воображения, памяти
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать умение слушать собеседника, не перебивать;
Ход образовательной деятельности.
Звучит музыка (мелодия зимы). Воспитатель с детьми проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь-
В спячку впал в лесу медведь,
Кто знает, Кто скажет-
Когда это бывает? (зимой)
(на доске картина зимы)
Воспитатель: ребята, какое время года сейчас за окошком? (зима). Какие признаки зимы вы знаете? Кто из вас любит зиму? Во что вы любите играть зимой на улице?
А давайте, с вами скажем, какая бывает зима?
(Зима бывает разная- с небольшим морозцем, тихая, падает небольшой снежок. В такую погоду хочется гулять, кататься на санках, лыжах, коньках. А бывает зима холодная, злая, с сильным ветром и снегом).
Воспитатель читает стихотворение, показывая рисунок зимы.
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт!
Воспитатель: в такую погоду все стараются сидеть дома, и вы детки остаетесь дома, а школьникам разрешается не посещать занятия в школе – объявляется актировка. А что мы делаем чтобы на улице не замерзнуть? (надеваем теплые шубы, шапки и сапожки).
Воспитатель: А кто же позаботится о животных диких, лесных? (Сами они о себе заботятся).
Воспитатель: (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Кто из вас может рассказать, как дикие животные готовятся встретить суровую зиму? ( Белка делает запасы: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди; медведи едят летом траву, ягоды и мед, осенью строят берлогу и всю зиму спят; заяц меняет серую шубку на теплую белую, чтобы ему было тепло и на снегу было не видно).
Воспитатель: Ребята, слышите, к нам кто-то в окошко стучится, просится к нам в группу? Да это же синичка к нам прилетела, и в клюве принесла нам конверт с письмом. Давайте его вскроем и прочитаем.
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки угадать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается ото сна.
(Медведь)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост –
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора
(лиса)
Я оранжевый зверек,
Шубка теплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я старательная - ….
(Белка)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну.
(Волк)
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку.
(Заяц)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. От кого же это письмо? Оно от наших друзей – лесных зверей. А какие это звери? Дикие или домашние? Почему вы так решили?
Вот что они пишут:
«Как мы хорошо жили летом. Нам было тепло, уютно в нашем лесу. Каждый кустик пускал нас к себе погреться, переночевать. деревья угощали нас вкусными плодами и листочками. Травка была зеленая зеленая и мягкая. Но мы и не заметили как наступила суровая зима. Стало очень холодно, вокруг один снег. А мы совсем забыли приготовить теплые шубки. Ребята, помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Поможем зверятам? Для этого нам нужно попасть в лес. Но сначала вспомним, как надо вести себя в лесу? (быть тихими, костер не разжигать, убирать за собой мусор, беречь веточки деревьям, не обламывать и не обрывать листочки). А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:
1, 2, 3 вокруг себя повернись, и в сказочном лесу окажись. (играет музыка вол-шебства)
А вот и лес. (Картинка зимнего леса)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель: посмотрите, кто нас встречает в лесу: зайцы, волки, лисы, медведи, белки (показ изображений). Они замерзли и голодны. Но как же мы можем им помочь, чтобы зверятам стало теплее?
Дети: Сшить им новые теплые шубки.
Воспитатель: Вот как раз мы сейчас с вами откроем лесное ателье и изготовим нашим друзьям теплые и красивые шубки.
Я предлагаю вам стать волшебными портными и нарядить зверей в шубки из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая, манная). Какого зверя можно нарядить в шубку из коричневой гречневой крупы? (медведя) А из белой манной крупы? (зайца). Выбирайте, кого вы будете наряжать в теплые шубки. (Ребята выбирают силуэты животных).
Воспитатель: повторим правила работы с клеем: намазывать кисточкой аккуратно по контору картинки. Аккуратно посыпать крупой, взяв щепотками пальчиками.
Воспитатель: разомнем наши пальчики и поиграем в пальчиковую игру:
«Животные зимой»
Спят зимой барсук и ежик,
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
(дети загибают пальчики на руке, перечисляя животных и насекомых, впадаю-щих в спячку)
Практическая работа: дети намазывают клеем силуэты животных, посыпают крупой. Воспитатель обговаривает правильность выполнения работы (густо намазать клеем силуэты, доходить до самых краев, обильно посыпать заготовки крупой, стряхнуть лишнюю).
- Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки "сшили" нашим друзьям - зверятам. Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка ….(жёсткая)
А теперь положите фигурки на лесную полянку (рисунок леса).
Воспитатель: А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. Повторяем вол-шебные слова:
Раз, два, три вокруг себя повернись, и снова в группе окажись.
Вот мы с вами и вернулись домой. Ребята, расскажите, пожалуйста, нашим гостям, где мы с вами были (в лесу). А что мы там делали? Для чего? А как мы себя вели в лесу?
Стук в дверь. «Влетает» птичка синичка с посылкой и письмом. Воспитатель читает письмо:
Мы детей благодарим
Всем спасибо говорим.
Не страшны нам холода.
Будет нам тепло всегда.
До свидания детвора.
Воспитатель: Ребята, а зверята вам еще и подарки оставили. Давайте посмотрим, что же в это корзинке. (раскраски лесных зверей).
Воспитатель раздает детям подарки.