Светлана Кобозева -Салмина
Познавательное развитие. Картотека по программе «Первые шаги» (2)
▼ Скачать + Заказать документы
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.1.1 «Вкладываем и перекладываем»
Программные задачи :
- учатся соотносить величину предметов, по форме, цвету, координируя действия рук
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание, мышление;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Публикация «Познавательное развитие, Картотека по программе „Первые шаги“ (2)» размещена в разделах
Материал: Для игры понадобятся емкости разных размеров (ведерки, миски, коробки, большие и маленькие предметы (шарики, кубики, колечки, колесики, палочки, шишки, крупные пуговицы, мелкие игрушки и пр.).
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Вкладываем и перекладываем»
Воспитатель предлагает ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. Если ребенок заинтересуется этим занятием, он будет какое-то время сосредоточенно вынимать, вкладывать и перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.1.2 «Вложи мисочки»
Программные задачи :
- учатся соотносить величину предметов, по форме, цвету, координируя действия рук
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание, мышление;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: набор полых вкладышей
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Вложи мисочки»
Воспитатель берет набор полых вкладышей (например, мисочек, раскладывает его на столе и говорит ребенку: «Посмотри, сколько мисочек было в большой миске!» Затем взрослый вкладывает мисочки одну в другую и обращает внимание малыша на то, что все они поместились в одну мисочку. Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно разобрать и собрать вкладыши. Если ребенок не сможет сразу правильно соотнести размеры мисочек и будет пытаться силой втиснуть один предмет в другой, нужно объяснить ему, что можно попробовать подобрать другую мисочку. В случае необходимости воспитатель показывает малышу подходящий элемент и вместе с ним вкладывает его в мисочку.
Постепенно малыш научится перебирать предметы и выбирать нужное
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.1.3 «Башня из мисочек»
Программные задачи :
- учатся соотносить величину предметов, по форме, цвету, координируя действия рук
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание, мышление;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: набор полых вкладышей
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Башня из мисочек»
вставит самую большую мисочку вверх дном, а на нее — мисочку поменьше и говорит: «Вот какая башенка получилась!» Башню можно построить из двух, трех и более мисочек. Возможно, ребенок сразу же сломает башню. В этом случае нужно поиграть с ним в такую игру: взрослый строит башню, а малыш разрушает. Через некоторое время можно предложить ребенку самому построить башню. Оказывая малышу помощь в подборе подходящих деталей, следует избегать прямых указаний. Можно спросить у малыша: «Какую теперь надо поставить мисочку? Где у нас мисочка поменьше?»; посоветовать ему: «Попробуй взять другую мисочку, поменьше». Постепенно ребенок на собственном опыте убедится, что башня получается только тогда, когда мисочки ставятся друг на друга в убывающем порядке.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.1.4 «Спрячь кубик»
Программные задачи :
- учатся соотносить величину предметов, по форме, цвету, координируя действия рук
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание, мышление;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: кубики набор вкладышей
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Спрячь кубик»
Самым маленьким детям для игры можно предложить полые вкладыши (из 2—3 предметов, явно различающиеся по величине.
Воспитатель ставит на стол полостью вниз кубики, вложенные один в другой, и начинает последовательно снимать их. Затем опять накрывает меньшие кубики большими. Свои действия он сопровождает словами: «Что там у нас прячется, смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь давай спрячем его, вот так. Нет кубика. И этот тоже спрячем. Опять только один кубик остался». Малыш наверняка захочет участвовать в этой игре. Если у ребенка не получается накрыть маленький кубик большим, нужно взять его ручку в свою и вместе совершить нужное действие. После нескольких попыток малыш научится самостоятельно прятать кубики. В процессе этих действий он поймет, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Постепенно число вкладышей можно увеличивать.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.1.5 «Найди окошко для фигурки»
Программные задачи :
- учатся соотносить величину предметов, по форме, цвету, координируя действия рук
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание, мышление;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: плоские и объемные вкладыши, разных форм
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Фигура должна легко вкладываться и выниматься из отверстия
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.2. 1 Игра: «Змейка»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «нанизывание - вдевание», свойствами гибкости;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: шкатулка (горошины, бусины, катушки, пуговицы, все что имеет отверстие, веревочки, шнурки, ленточки, тесьма.
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Воспитатель организует сюрпризный момент, имитирует фокус (нанизывает на шнуровку предметы) и изображает движения змеи. Ребенок старается вдеть веревочку в отверстие и прокатить.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.2. 2 Игра: «Каталки»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «катать», свойствами, формами, целями назначения;
- развитие активности словаря;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тележки разной конфигурации и размера (кубики, мебель, игрушки, веревочки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Воспитатель показывает малышам, как катают тележку, и предлагает поиграть с ней. Самые маленькие дети будут катать игрушку без всякой цели, им интересно само действие. Детям постарше взрослый предлагает целенаправленные действия, например, просит отвезти игрушку-каталку в «домик». Крупные игрушки-каталки малыши возят по полу, мелкие — по столу.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.2. 3 Игра: «Ездим по дорожкам»
Программные задачи :
- знакомить с действиями, целями назначения;
- развитие активности словаря, координации движения;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тележки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
В этой игре задача координации движений ребенка и предмета усложняется.
Взрослый предлагает малышу отвезти зверюшку в домик по дорожке, не затоптав цветочки.
Дорожки можно начертить мелом на полу или выложить резиновыми ковриками с гладкой поверхностью; а клумбы обозначить вырезанными из бумаги цветами.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.2. 4 Игра: «Движение под уклон»
Программные задачи :
- учить овладению действию - толкание;
- развитие выносливости;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тележки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Толкать перед собой игрушку малышам сложнее, чем просто катить. Учитывая физические данные ребенка, нужно создать условия, для овладения этими действия. Выбирая горки разной высоты и уклона.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.2. 5 Игра: «Езда на перегонки»
Программные задачи :
- учить овладению правилами бега;
- развитие выносливости, координацию движения, скорости;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тележки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Воспитатель сооружает на столе наклонную плоскость и предлагает ребенку (детям) скатывать по ней машинки, заводные игрушки, кубики, мячики, шарики и пр. Дети вместе с воспитателем наблюдают за тем, какая игрушка скатится быстрее и дальше.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один
1.1.2. 6 Игра: «Почему машинка не катится»
Программные задачи :
- учить преодолевать препятствие, как в игре, так и в жизни;
- развитие логического мышления, внимания;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: машины, горка, препятствие
Эту игру можно проводить с одним ребенком
Воспитатель сооружает на столе горку и ставит на нее препятствие (кубик, дощечку). Затем скатывает с горки машину, которая останавливается, достигнув препятствия. Можно «Объехать»
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один
1.1.2. 7 Игра: «Езда с препятствием»
Программные задачи :
- учить преодолевать препятствие, как в игре, так и в жизни;
- развитие логического мышления, внимания;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: машины, горка, препятствие
Эту игру можно проводить с одним ребенком
Воспитатель организует различные горки с препятствием, усложняет варианты игры действиями «Отвезти еду зверятам», при этом путь преодолеть не легкий. Усложнить игру горкой основательной, где ребенок и сам может на нее взойти.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.7.1 «Включаем - выключаем»
Программные задачи :
- знакомить с полезными манипулирование, ручными действиями
- развитие координации движения глаз и рук, моторики, точности и результативности;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: включатели разной конфигурации, кнопки, автоматы, диски, велосипедные звонки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
На листах фанеры воспитатель закрепляет следующие предметы:
- выключатели разной конструкции (кнопочные, клавишные);
- телефонный вращающийся диск с отверстиями или клавиатуру с кнопками;
- панели от радиоприемников, магнитофонов, будильников или других приборов с кнопками, ручками, рычажками, стрелками;
- велосипедные звонки;
- разнообразные запоры (задвижки, цепочки, замки, крючки и др.).
Воспитатель помогает детям освоить действия с этими предметами.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.7.2 «Застегиваем - расстегиваем»
Программные задачи :
- знакомить с полезными манипулирование, ручными действиями
- развитие координации движения глаз и рук, моторики, точности и результативности;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: молнии, пуговицы
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
На стенд, обтянутый плотной тканью, воспитатель прикрепляет разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями, крупные молнии, кнопки, крючки и петли. Взрослый показывает малышам, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает ребятам самостоятельно застегнуть и расстегнуть их.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.7.3 «Открываем - закрываем»
Программные задачи :
- знакомить с полезными манипулирование, ручными действиями
- развитие координации движения глаз и рук, моторики, точности и результативности;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: кошельки, сумочки, шкатулки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Воспитатель подбирает наборы бытовых предметов с разными видами застежек (кошельки, сумочки, шкатулки, футляры и др., кладет в них маленькие игрушки и предлагает детям достать их. В случае затруднения взрослый показывает малышам, как открывается запор, помогает выполнить действие.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.7.4 «Отвинчиваем - завинчиваем»
Программные задачи :
- знакомить с полезными манипулирование, ручными действиями
- развитие координации движения глаз и рук, моторики, точности и результативности;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: шурупы, гайки, болты, пластиковые бутылки, крышки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Для игры воспитатель подбирает пластиковые бутылочки, баночки, флаконы, тюбики, пузырьки разной формы и размера с разнообразными крышками. Для того чтобы заинтересовать малышей, в бутылочки и баночки можно положить несколько маленьких предметов.
Воспитатель предлагает детям открыть баночки и посмотреть, что в них лежит.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.6.1 «Машинки и кораблики»
Программные задачи :
- вызвать интерес к новым действиям (накладывание, вкладывание, сцепление, совмещение предметов, правилами удерживания предметов; знакомство с конструктивными видами деятельности.
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: конструктор
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Совместные постройки из двух – трех деталей конструктора.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.6.2 «Поезд»
Программные задачи :
- вызвать интерес к новым действиям (накладывание, вкладывание, сцепление, совмещение предметов, правилами удерживания предметов; знакомство с конструктивными видами деятельности.
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: конструктор
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Совместное изготовление поезда, методом сцепления.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.6.3 «Стенки»
Программные задачи :
- вызвать интерес к новым действиям (накладывание, вкладывание, сцепление, совмещение предметов, правилами удерживания предметов; знакомство с конструктивными видами деятельности.
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: конструктор
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.6.4 «Домики»
Программные задачи :
- вызвать интерес к новым действиям (накладывание, вкладывание, сцепление, совмещение предметов, правилами удерживания предметов; знакомство с конструктивными видами деятельности.
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: конструктор
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.6.5 «Постройки из мебели и подручного материала»
Программные задачи :
- вызвать интерес к новым действиям (накладывание, вкладывание, сцепление, совмещение предметов, правилами удерживания предметов; знакомство с конструктивными видами деятельности.
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: конструктор, модули,
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа