Марина Викторовна Масолова
Познавательное мероприятие по профориентации с элементами квест-игры «Путешествие в мир профессий»
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий,
формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
• Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях и продуктах труда, расширить их.
• Способствовать формированию у учащихся представления о том, что любая профессия важна и нужна.
Публикация «Познавательное мероприятие по профориентации с элементами квест-игры „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Квест-игры
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
• Учить видеть необходимость в определении профессии и ориентироваться в этом мире.
Развивающие:
• Развивать умение объективно оценивать свои знания.
• Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
• Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
• Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
• Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитательные:
• Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
• Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
• Воспитывать уважение к трудовой деятельности, к людям любой профессии, бережного отношения к продуктам труда.
Ход ИГРЫ:
I. Вводная часть
1. Сообщение целей занятий
Ученик: Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Ведущий: Дорогие ребята, школьный выпуск уже не за горами. И наступит время, когда уже ни родители, ни школа, а вы сами должны будете заботиться о себе. Чтобы у вас была возможность комфортно жить, вы должны будете начать работать, а для этого необходимо получить профессию.
Многие из вас уже задумывались о выборе профессии. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Чтобы получше познакомиться с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы с вами совершим небольшое путешествие, поучаствуем в различных конкурсах, выполним задания.
За каждое выполненное задание команда получит часть карты. В конце игры надо собрать карту и тогда вы узнаете, какая профессия лучше всех и в жизни принесет успех.
Итак, мы начинаем! (звучит гонг)
II. Основная часть
1 станция «Калейдоскоп профессий». (СЛАЙД)
Игра «Я знаю названия двух профессий.»
Ведущий: Итак, 1 станция «Калейдоскоп профессий». Давайте вспомним, какие профессии вообще существуют. Я вам даю мяч и называю две профессии, вы передаете мяч по кругу и называете еще две профессии. Повторяться нельзя.
Ведущий: За выполненное задание команда получает часть карты.
2 станция «Включай логику». (СЛАЙД)
Ведущий: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся группы картинок, на экране. (СЛАЙД)
лопата, метла (дворник); (СЛАЙД)
кисть, ведро с краской, валик (маляр); (СЛАЙД)
веник, тряпка, швабра, ведро (уборщик); (СЛАЙД)
ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность. (Слесарь-сантехник); (СЛАЙД)
газета, журнал, сумка (почтальон); (СЛАЙД)
медицинский костюм, перчатки, швабра, ведро (санитарка) (СЛАЙД)
корова, ведро (доярка).
Швея. Повар, штукатур
Задание «Кому принадлежит фраза?»
Ведущий: Следующее задание на этой же станции. Послушайте внимательно фразу и назовите профессию. (СЛАЙД)
Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портниха) (СЛАЙД)
Как вас подстричь? А чёлку покороче? (Парикмахер) (СЛАЙД)
Несите кирпичи и раствор. (Строитель) (СЛАЙД)
Кому добавки? (Повар)
Ведущий: За выполненное задание команда получает еще одну часть карты.
3 станция «Пантомима» (СЛАЙД)
Ведущий: На карточке будет записана профессия, а вы жестами должны ее изобразить так, чтобы остальные ребята смогли назвать ее.
(Повар, штукатур, швея, уборщица, прачка, парикмахер.)
Ведущий: Молодцы, вы заслужили еще одну часть карты.
4 станция «Юный Цветовод» (СЛАЙД)
Ведущий: Перед вами лежат пазлы, на которых изображены комнатные растения. Ваша задача их собрать и назвать растение. (Алоэ, декабрист, каланхоэ, орхидея, кактус, фиалка, гиацинт)
Ведущий: Назовите инструменты для ухода за комнатным растением и расскажите для чего они нужны. (СЛАЙД) (На экране изображения инструментов)
секатор для обрезки;
грабли пригодятся для рыхления почвы в больших ящиках и кадках;
совок нужен для перемешивания земли и засыпания ее в горшки
маленькая лейка для полива растения;
пульверизатор для опрыскивания растений.
Ведущий: За выполненное задание команда получает часть карты.
(СЛАЙД) Специалист, создающий текстильные изделия различного вида с помощью автоматических или полуавтоматических универсальных и специальных машин.
Ведущий: Чтобы попасть на следующую станцию, вы должны ответить, как называется специалист, создающий текстильные изделия различного вида с помощью автоматических или полуавтоматических универсальных и специальных машин. (Швея) (СЛАЙД)
5 станция «Юная швея»
Ведущий: Следующая станция «Юная швея»
Ведущий: Всем нам хочется выглядеть красиво. И не просто красиво, а еще и модно, стильно, оригинально. Но подчас одежда, которую предлагает нам рынок, не удовлетворяет требованиям нашей души и кошелька.
Помочь в решении этой проблемы может профессиональная швея.
(СЛАЙД) Реклама профессии (фото и текст)
Именно им – повелительницам роскошных тканей, ниток, иголок, тесьмы и воланов – мы обязаны появлением на свет своих любимых нарядов. Стоит ей сесть за швейную машинку, и на свет появляются красивые и практичные вещи, без которых невозможно представить нашу жизнь.
Швея – древняя и уважаемая профессия. Ведь она позволяет не только сделать мир чуточку наряднее, но и красиво и недорого одевать своих домашних, а также решать множество других бытовых проблем с помощью швейной машинки.
Личные качества швеи
Развитый глазомер, чёткая координация рук и острое зрение — неотъемлемые качества швеи. Представитель этой профессии должен быть ловким, аккуратным, усидчивым, терпеливым, спокойно переносить монотонную работу, но и выполнять её быстро и качественно. Без этого хорошую вещь не сошьёшь, а неровные швы или неподходящий размер огорчат клиента. На крупном производстве брак вовсе не пропустят и заставят переделывать.
Плюсы и минусы профессии
Швее приходится подолгу сидеть, напрягать зрение, во время работы больше заняты руки, чем голова. Особенно сильно это ощущается на массовом производстве, где швея выполняет преимущественно однообразные операции. Зато она может обшить всю семью и наполнить дом оригинальными вещами.
Умелая и предприимчивая швея никогда не останется без работы.
(СЛАЙД) ФОТО ОКУСО «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»
Ведущий: Получить профессию-Оператор швейного оборудования вы можете в ОКУСО «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр».
Игра «Черный ящик»
Ведущий: Чтобы получить фрагмент карты предлагаю вам поиграть в игру «Черный ящик». В черном ящике несколько предметов, имеющих отношение к одежде и профилю «швея». Угадайте, что в черном ящике.
1 предмет.
Долгое время она была большой роскошью. Вырезалась вручную из дерева, слоновой кости, ковалась и отливалась из металла. Для знати их изготавливали из янтаря, рубинов, сапфиров, алмазов. Дороговизна их привела к тому, что богачи просто нашивали их рядами и узорами на верхнюю одежду, стремясь их количеством показать свой достаток. Поэтому только в 18веке появляются первые фабрики по их производству, что сделало эту роскошь дешевой и доступной каждому На этом незамысловатом товаре люди делали целое состояние. (Пуговица)
2 предмет
Было время, когда их не знали, потому что еще не изобрели Сейчас они используются повсюду: и в слесарной мастерской, и в хирургическом кабинете, и в гараже, и на швейной фабрике и. конечно. На уроках технологии. В настоящее время существует большое их разнообразие: бытовые, портновские, садовые, медицинские, маникюрные, овечьи и многие другие. (Ножницы)
(Дети получают фрагмент карты)
Ведущий: Эти специалисты занимаются выявлением и устранением дефектов сантехники. Они чинят водопровод и канализацию, вентиляцию. (Сантехник)
(СЛАЙД) 6 станция «Юный сантехник»
Ведущий: Если у вас протекает дома кран: кто его починит? (сантехник).
Чтобы стать хорошим сантехником нужно очень много знать о системах водоснабжения, как их чинить и еще многое другое.
(СЛАЙД) Реклама профессии (фото и текст)
Сантехник должен уметь:
выполнять работы по монтажу, эксплуатации и ремонту систем канализации, отопления, вентиляции, водо-, тепло- и газоснабжения и систем обеспечения микроклимата в помещениях;
своевременно устранять неисправности.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Профессия сантехника востребована повсеместно. Сантехники могут работать в строительных фирмах, строительно-ремонтных цехах заводов, в организациях, управляющих жилищно-коммунальным хозяйством, в частных фирмах, занимающихся ремонтом помещений, в аварийных бригадах.
Сантехник также может работать самостоятельно, выполняя частные заказы по ремонту сантехнического и вентиляционного оборудования.
(СЛАЙД) ФОТО ОБПОУ «Свободинский аграрно-технический техникум им. К. К. Рокоссовского»
Ведущий: Монтажник санитарно-технических систем и оборудования –так правильно называется эта профессия, одна из самых востребованных профессий. Данной профессии обучают в ОБПОУ «Свободинский аграрно-технический техникум им. К. К. Рокоссовского».
Ведущий: Чтобы получить фрагмент карты предлагаю вам назвать инструменты, которые необходимы сантехнику.
Викторина:
Этот инструмент сантехниками используется для закручивания и откручивания болтов, гаек (Гаечный ключ.)
Инструмент, который используют для резки металлических труб и других деталей (Ножовка)
Ручной слесарно-монтажный инструмент с насеченными внутренними плоскими поверхностями. Применяются для захвата и изгибания мелких металлических деталей и других работ. (Плоскогубцы, Пассатижи)
Небольшой ударный инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ. В основном изготавливается из стали. (Молоток)
Ведущий: Вот уже не первый год Льговская школа-интернат предоставляет вам возможность продолжить обучение в привычных для вас стенах нашей родной и любимой школы-интерната и получить профессию повара и штукатура.
Обучающиеся 10-х классов воспользовались этой возможностью и призывают вас последовать их примеру. На станции «Юный повар» вас встретит Сергеева Лида и поделиться с вами в чем престиж ее профессии и почему она выбрала именно ее.
(СЛАЙД) 7 станция «Юный повар»
Ученица: Ребята, рада приветствовать вас на станции «Юный повар».
Повар — это человек, который занимается приготовлением пищи. Повар, не только приготовит блюдо правильно в строгом соответствии с рецептом, он любит свою работу, получает от неё удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.
Хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован, должен иметь хорошую память.
(СЛАЙД) Реклама профессии (фото и текст)
Повара 2-го разряда перебирают, чистят и моют зелень, плоды, фрукты и ягоды, потрошат и разделывают мясные туши, рыбу, птицу и т. д.
Повара 3-го разряда занимаются приготовлением, оформлением и порционированием несложных блюд.
Повара востребованы в образовательных (детские сады, школы, колледжи и т. д.) и медицинских (больницы, санатории, оздоровительные лагеря) учреждениях.
Квалифицированный повар без труда может найти работу на предприятиях, занимающихся изготовлением и продажей готовых блюд и полуфабрикатов (фабрики-кухни, комбинаты полуфабрикатов, кулинарные цеха крупных супермаркетов, магазины-кулинарии).
Ведущий: Чтобы получить фрагмент карты необходимо ответить на вопросы нашего будущего повара.
Ученица:
1. Головной убор повара? (косынка или колпак)
2. Для чего нужен повару головной убор? (Чтобы в пищу не попали волосы, чтобы волосы не мешали при работе)
3. Как отличить сырое яйцо от вареного? (Раскрутить яйцо. Вареное яйцо крутится быстро, а сырое останавливается и не желает вращаться.
4. Какие правила поведения за столом во время еды вы знаете. (Не разговаривать.).
5. Назовите известную поговорку о поведении за столом.
(«Когда я ем, я глух и нем»?.
Почему так говорят? (Чтобы не поперхнуться)
Ученица: Получить профессию- повар вы можете в стенах нашей Льговской школы- интерната. И вот вам в награду часть карты.
Ведущий: На станции «Юный штукатур» вас встретит Труфанов Дмитрий, который получает профессию «штукатур» в филиале ОБПОУ «Курский монтажный техникум» в г. Льгов. Он расскажет, в чем состоит специфика его будущей профессии.
(СЛАЙД) 8 станция «Юный штукатур»
Ученик: Штукатур - это человек, без которого не обходится строительный процесс. Чтобы объект был вовремя сдан в эксплуатацию, требуется оштукатурить все стены. Эта работа весьма кропотлива, ведь порой приходится отделывать большую площадь. Но плюсом является хорошая заработная плата и то, что обучение можно продолжить в стенах нашей школы.
(СЛАЙД) Реклама профессии (фото и текст)
Штукатуры принимают непосредственное участие в возведении объектов и выполнении ремонтных работ. Они используют различные мастерки и шпатели. Существенно облегчает работу применение штукатурных реек.
В ходе приготовления раствора зачастую используют насадки для дрелей. Что касается проведения работ по затирке, то штукатуры делают их вручную или прибегают к помощи затирочной машины.
Важные качества:
• хорошая физическая форма;
• выносливость;
• аккуратность;
• ответственность;
• внимательность;
• быстрая реакция;
• отсутствие боязни высоты;
• трудолюбие;
• хорошая память.
Перспективы и карьера:
Профессия штукатур является востребованной. Спрос на работников подобного профиля крайне высок среди различных организаций, как государственных, так и частных. Потребность в услугах штукатуров испытывают не только строительные фирмы. По желанию, работник может работать с заказчиком напрямую. Услуги специалистов подобного профиля, которые предпочитают заниматься частной деятельностью, также пользуются постоянным спросом.
Ученик: Я вам предлагаю разгадать кроссворд.
1. Ёмкость для приготовления штукатурного раствора (ящик)
2. Вяжущее быстротвердеющее вещество (гипс).
3. Инструмент для провешивания вертикальной поверхности (отвес)
4. Основной слой штукатурного намета для выравнивания поверхности (грунт).
5. Инструмент для набрасывания штукатурного раствора (кельма)
6. Она предназначена для смачивания водой, мытья инструментов (кисть)
Ученик: Молодцы, вы заработали последний фрагмент карты. И я предлагаю вам также как и я продолжить обучение в нашей школе и освоить профессию штукатур.
III. Заключительная часть.
Ведущий: Вы прошли все испытания! Я горжусь Вами! Вы доказали свою силу, способность! Но главное Вы добыли карту! Команда на каждой станции получала часть карты, её мы должны составить и узнать, какая профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.
Прошу команду соединить слова!
Дети: Все профессии нужны, все профессии важны!
Ведущий: Ребята, объясните смысл этого высказывания? Представьте, как изменится жизнь, если исчезнет профессия учителя (врача, строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара)
Ученик: Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, И каждый дом, И каждый ломтик хлеба- Всё это создано трудом, А не свалилось с неба! За всё, что сделано для нас, Мы благодарны людям, Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
Ученик: Прекрасных профессий на свете не счесть, И каждой профессии – слава и честь!
Ведущий: Наше квестпутешествие по Миру профессий подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.
Условия
взять лист — если с профессией не определились.
взять цветок — если в выборе профессии сомневаетесь.
взять плод — если с выбором профессии определились
Цветы, листья, плоды повесить на дерево (прикрепить скотчем к нарисованному
дереву).
Ведущий: Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.
Как вы думаете, полезным ли было для вас наше занятие?
— В чем испытывали трудности?
— Какие выводы из занятия можно сделать для себя?
Ведущий: Спасибо всем за внимание, активное участие на занятии! Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе, и надеюсь, что получать профессию вы пожелаете в стенах родной школы- интерната.