Юлия Соколова
Познавательно-творческий проект «Декоративно-прикладное искусство в русской народной игрушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему:
«Декоративно – прикладное искусство в русской народной игрушке как средство развития творческих способностей дошкольников»
Автор: Соколова Юлия Эркиновна (воспитатель детского сада)
МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга» НСО, р. п. Колывань
ноябрь 2016 года.
Познавательно – творческий проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Публикация «Познавательно-творческий проект „Декоративно-прикладное искусство в русской народной игрушке“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
«Декоративно – прикладное искусство в русской народной игрушке как средство развития творческих способностей дошкольников»
Автор: Соколова Юлия Эркиновна (воспитатель детского сада)
Познавательно – творческий проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тема проекта
«Декоративно – прикладное искусство в русской народной игрушке как средство развития творческих способностей дошкольников»
Вид проекта :
Творческий, познавательный.
По составу участников – коллективный проект (групповой)
Продолжительность: октябрь – ноябрь 2016г. (3 недели) среднесрочный.
Место проведения: МБДОУ Колыванский детский сад «Радуга» Г. Гололобовой-1
Участники проекта : дети 2 смешанной группы «Веснушки», родители воспитанников, воспитатели ДОУ (Соколова Ю. Э., Кожевникова А. В., старший воспитатель (Иванова О. А., музыкальный руководитель (Бочарова Е. С.)
Введение
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с чем – то новым и ранее неизвестным. В игре происходит решение собственных задач. Во время игры ребёнок выполняет разные задания, находит предметы или обменивается ими, придумывает новые сюжеты собственных игр и многое другое, применяя свой уже имеющийся жизненный опыт и используя при этом самые разные предметы. Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребёнка.
В современном мире игрушки и их назначение изменились очень сильно, в зависимости от них изменились и игры детей. Очень важно, какую положительную или отрицательную ценность несёт в себе та или иная игрушка. У современных детей не сформированы представления о русском народном творчестве, русской народной игрушке, уделяется не достаточно внимания данной теме в обществе, дома, наша задача дать представление детям о русской народной игрушке, познакомить детей с истоками русской культуры, символики, традиций.
Начиная с дошкольного возраста, ребёнка нужно готовить к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире, не забывая при этом истоков русского мастерства, традиций и обычаев русского народа.
Актуальность
Современная система образования и общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. У ребёнка должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема развития ребёнка приобретает особую актуальность. Решению этой проблемы способствует художественное творчество, которое воспринимается детьми с радостью, как увлекательная игра и впоследствии реализуется через самостоятельную творческую деятельность.
В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, и очень жаль, что большинство детей не знакомы с народной культурой, национальными традициями. В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Народная русская игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Современные дети не знают, как возникли первые игрушки, куклы, матрёшки, их первоначальное назначение и смысл их создания.
Несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. У детей часто возникают вопросы познавательного характера о прошлом своего народа, о народных праздниках и, конечно же, об игрушках. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада художественное творчество, основанное не только на современных видах искусства, но и творчество, которое знакомит детей с прошлым нашего народа, с народной культурой, национальными традициями.
Мы решили, исходя из повышенного интереса детей к русской народной игрушке, познакомить их с истоками русской культуры, и, в первую очередь, с русскими народными игрушками. Мы стали организовывать работу по приобщению детей к истокам русской культуры, где принимали участие педагоги, дети и родители.
Цель проекта :
Развитие самостоятельных творческих способностей дошкольников через декоративно – прикладное искусство в русской народной игрушке.
Задачи проекта :
1. Познакомить с символами русского народного творчества (матрёшками, игрушками).
2. Сформировать у детей интерес к видам русского народного художественного творчества.
3. Помочь детям овладеть приёмами и техниками росписи по мотивам русского народного художественного творчества (Дымковской, Филимоновской, Городецкой, Каргопольской росписи).
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
5. Познакомить с историями происхождения русских народных игрушек и их видами.
6. Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности по мотивам русского народного творчества.
7. Развивать мелкую моторику рук.
8. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.
9. Развивать патриотическое воспитание, любовь и интерес к традициям и истории своего народа.
Гипотеза. Развитие художественного творчества будет успешным если:
• Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
• У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.
• Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.
Новизна: создание модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития художественного творчества посредством русской народной игрушки.
Формы организации работы:
• НОД, обеспечивающая доступность, наглядность, смену деятельности.
• Совместная и самостоятельная деятельность вне занятий.
• Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Методы и приё мы обучения:
• Словесные
• Наглядные
• Игровые
• Индивидуальная работа
• Практические
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируется интерес к видам русского народного творчества.
• Дети овладеют основными приёмами и техниками росписи по мотивам русской народной росписи.
*Дети ознакомятся с происхождением и историей русской народной игрушки, приобщатся к истокам нашей культуры.
• Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение.
• У детей будет развита мелкая моторика рук.
• Дети научатся аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.
• Создание в группе уголка русского народного творчества с образцами русской народной игрушки, росписи.
План реализации проекта
Подготовительный этап.
1. Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.
2. Подбор иллюстраций, альбомов, раскрасок, трафаретов о русской народной игрушке.
3. Подбор художественной литературы по теме «Народная игрушка».
4. Подбор презентаций, видеофильмов, наглядного материала, музыки и песен о народных игрушках. (С помощью музыкального работника).
5. Подбор загадок, стихов, потешек, историй о русской народной игрушке.
6. Подбор демонстрационного материала, дидактических игр о матрёшках.
7. Подбор образцов русской народной игрушки.
8. Проведение родительского собрания на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
9. Подготовка конспектов занятий по окружающему миру, ФЭМП, развитию речи на данную тему.
Систематизация информации.
Диалоговые беседы, общение, обсуждение, решение проблемных ситуаций. Совместное составление схемы для изготовления из подручных материалов русских народных игрушек. Совместные игры: театрализованные, подвижные, сюжетно-ролевые. дидактические.
Проводим НОД, общение, ставим перед детьми различные проблемы с помощью иллюстративного материала. Ведём совместную теоретическую и практическую деятельность.
Основной этап (Практическая деятельность)
Введение:
Я приобрела Семёновскую матрёшку для нашей группы. Дети очень заинтересовались ею и, столпившись вокруг стола, начали расспрашивать о ней, задавая вопросы:
- Почему матрёшка так называется?
- А почему у матрёшки много матрёшек внутри. Для чего это?
- А кто её так красиво разрисовал?
- А бывают огромные матрёшки?
Эти вопросы навели на мысль и я принесла образцы русской народной игрушки по мотивам Дымковской, Городецкой, Филимоновской, Каргопольской росписи. Дети долго не отходили от них, рассматривали, задавали кучу вопросов, рассказывали о том, что кто то уже видел такие на ярмарках, но не знают, как ими играют. (Вот некоторые из вопросов)
- Что это такое? Это игрушки?
- А как ими играют? Они наверное для взрослых?
- А почему у этих (показывают на свистульки) нет задних лап?
- Почему они по- разному украшены?
- Почему у лошадки две головы? (Указывая на тяни – толкая)
- Почему у дяди ноги лошадки? (Указывая на Полкана)
- Какая красивая фигурка с малышом! Я тоже хочу такую сделать с папой! (Рита Б.)
Тогда я спросила: «Дети, что вы знаете о русских народных игрушках?»
Ответы детей: Они красивые, они разные, они старинные, чтоб дети играли, матрёшка нужна, чтобы считать, они перепутанные (тяни-толкай и Полкан, а мы таких рисовали в садике (Филимоновская лошадка) и т. д.
Я спросила: «Что вы хотите узнать о русских народных игрушках?»
Ответы детей: для чего лошадке две головы, почему нет лап у котёнка, почему их так красиво раскрасили, а кто ими играл, откуда их привезли, сколько матрёшек можно заложить в одну?
Я спросила: «А как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы это всё узнать?»
Ответы детей: нужно, чтобы Вы нам рассказали, можно мультик или кино про них посмотреть, можно их слепить и украсить ещё, можно маму попросить такую мне домой сделать…. И т. п.
Моё предложение: «давайте, дети, узнаем много интересного о русских народных игрушках, промыслах, посмотрим фильмы о них, фотографии, нарисуем, вылепим их и украсим».
Ответ детей: (дружное) УРА!
Так начался наш проект.
Практическая часть:
1 неделя проекта
Знакомство с Матрёшкой, её видами. Знакомство с Дымковской росписью. 2 неделя проекта
Знакомство с Филимоновской игрушкой. Закрепление темы по Дымковской игрушке. 3 неделя проекта
Знакомство с Городецкой росписью. Знакомство с Каргопольской игрушкой.
Познание ФЦКМ «Знакомство с Семёновской матрёшкой» Занятие с ИКТ. Знакомство с видами матрёшек, происхождением, основными элементами росписи по мотивам русского народного творчества.
д/ и: «Собери наряд Матрёшке» Познание ФЦКМ «Филимоновская игрушка» занятие с ИКТ. Просмотр видеофильма «Истоки. Филимоновская игрушка». Знакомство с видами игрушек, основными элементами росписи, символикой.
д/ и: «Отгадай по росписи» (Дымковская, филимоновская) Познание ФЦКМ «Русское народное творчество по мотивам Городецкой росписи»
Знакомство с Городецкой росписью, основными элементами.
Просмотр презентации «Русское народное творчество. Городец»
Просмотр презентации: «Русская народная игрушка. Матрёшка» д/и «Какая по счёту Филимоновская игрушка» ФЭМП Изодеятельность. Рисование гуашью основного элемента Городецкой росписи. «Розан»
Обучение нанесению краски поэтапно. Методом наслоения краски.
Чтение рассказа об истории возникновения первой матрёшки. Свободное творчество. Разукрашивание узоров по мотивам Дымковской росписи. «Дымковский индюк» Свободное творчество. «Городецкий фазан» Рисование гуашью. Обучение элементам по мотивам Городецкой росписи.
ФЭМП (математика) «Матрёшка в гостях у ребят». Счёт до 8 (матрёшек, порядковый счёт в пределах 7 (матрёшек).
д/ и: «Отгадай, какая по счёту матрёшка спряталась» Развитие речи.
Просмотр презентации «Русская народная игрушка» Беседа. Развитие речи. Каргопольская игрушка. История происхождения. Знакомство. Основные цвета и элементы росписи. Символика.
Развитие речи. Чтение стихотворений, загадок о матрёшке. Заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки» Изодеятельность. 1 этап: Лепка из солё ного теста на тему: «Русская народная игрушка по мотивам Дымковской и Филимоновской игрушки»
2 этап: Роспись игрушек изсолёного теста на выбор детей по мотивам Дымковской и Филимоновской игрушки. Просмотр презентации
«Каргопольская игрушка».
Беседа на тему: «Тяни-толкай, Полкан» Значение и символика.
Проведение родительского собрания на тему: «Проектная деятельность в детском саду. Русская народная игрушка» Свободное творчество. Лепка из снега на прогулке. По мотивам русской народной игрушки : утица и медведь. Изодеятельность. Рисование гуашью «Тяни-толкай»
Художественное творчество. Рисование Семёновской матрёшки. Гуашь. Изодеятельность. Рисование гуашью. «Филимоновская лошадка, Филимоновский петушок. По мотивам» Свободное творчество. Рисование цветными карандашами. «Полкан»
Развитие речи. «Знакомство с Дымковской игрушкой» Просмотр видеофильма
«История Дымковской игрушки» Беседа Развитие речи. Чтение стихотворений,загадок о Филимоновских игрушках. Рассказывание детьми о символах и их толкованиях по мотивам Дымковской и Филимоновской росписи. Просмотр видеофильма «Богородская фабрика. Истоки»
Беседа по обобщению пройденных тем.
Изодеятельность. «Раскрасим Дымковскую барышню» Символика и значение Дымковской игрушки. Знакомство детей со свойствами глины. Презентация детьми и их родителями игрушек, изготовленных дома.
Свободное творчество. Лепка Дымковского козлика. Организация выставки «Народные игрушки своими руками»
Заключительный этап
Конечный продукт проекта – Творческая выставка детских работ и работ совместной деятельности детей и их родителей на тему: «Русская народная игрушка»
Анализ эффективности работы по проекту.
Выступление на педагогическом совете по результатам работы по проекту. Показ мультимедийной презентации.
Проведение родительского собрания с целью ознакомления родителей с результатами работы по проекту.
Разместить проект в своём блоге на сайте MAAM.RU
Подведение итогов работы.
РЕЗУЛЬТАТ проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров, о разнообразии русской народной игрушки.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Информационное обеспечение проекта
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез,2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Филимоновская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Некоторые материалы взяты из разных дошкольных сайтов в сети интернет.
Методическое обеспечение проекта.
Весь практический материал, видеоматериал и презентации, указанные в практической части проекта можно найти в сети интернет.