Наталья Веденина
Познавательно-творческий проект «Азбука достопримечательностей города Балашова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
Познавательно – творческий проект
«Азбука достопримечательностей
города Балашова»
Выполнили: воспитанники группы
предшкольной подготовки
«Кораблик»
Руководител: воспитатель
Веденина Наталья Александровна
г. Балашов 2024 г.
Содержание
I. Введение…2 – 3
II. Основная часть….4- 6
III. Заключение…. 7
Список литературы…. 8
Приложение…9-17
Актуальность темы:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Азбука достопримечательностей города Балашова“» размещена в разделах
В настоящие время вопросы патриотического воспитания становятся все более важным и значимыми. Любить и ценить свою Родину, стремиться сделать ее процветающей – это очень важная задача.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. К сожалению, наши воспитанники, не так часто бывают в исторических местах нашего города. А ведь дошкольник любит то, что знает. Решить эту проблему мы попробовали через наш проект.
Цель:
- Познакомить детей с родным городом Балашовом, его символикой, достопримечательностями.
- Обобщить детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о городе Балашове, его истории, достопримечательностях, богатствах города.
2. Прививать чувство гордости, глубокого уважения к своему городу и его символам – герба, флага.
3. Формировать умение детей рассказывать о родном городе, его достопримечательностях, ориентируясь на наглядный материал.
4. Развивать интерес и желание узнать что-то новое о своем городе.
5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.
Гипотеза:
- с помощью названий объектов можно составить азбуку достопримечательностей города Балашова.
Предполагаемые результаты:
В результате проведённых мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
1. Пробуждения интереса к изучению объектов культурного наследия родного города.
2. Демонстрация своих результатов.
Тип проекта : познавательно – творческий
Возраст детей: 6-7 лет
Реализация проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети, родители, педагоги группы предшкольной подготовки «Кораблик», хореограф-постановщик.
Продукт проектной деятельности :
- Коллективная работа группы – «Азбука достопримечательностей города Балашова»
- Выставка рисунков детей по проекту.
Реализация проекта :
Проект реализуется в четыре основных этапа:
I этап – подготовительный
На данном этапе осуществляются мероприятия, необходимые для реализации самого проекта :
- Беседа с детьми о достопримечательностях родного города.
- Беседа с родителями с целью привлечения к участию в проекте.
- Распределение букв алфавита участникам проекта.
- Подбор достопримечательностей на каждую букву алфавита.
II этап – основной – практический (Взаимодействие детей с родителями на основном этапе)
На основном этапе происходит реализация запланированных мероприятий. Работа по реализации проекта будет осуществляться по двум направлениям:
1. Организация деятельности с детьми (Проведение занятий, дидактических игр, бесед).
2. Организация деятельности с родителями.
- Обсуждение необходимой информации детей совместно с родителями.
- Поиск достопримечательностей на заданную букву.
- Подборка фотографий, иллюстраций для оформления своей страницы.
- Оформление своей страницы для коллективной азбуки группы.
III этап – подготовка к презентации
- Оформление коллективной азбуки с разнообразием достопримечательностей города.
IV. этап – заключительный
- Презентация группового проекта.
Работа с детьми Цель Работа с родителями
1 день - Беседа: «История города Балашова».
(Приложение 1)
- уточнить и расширить знания о родном городе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Предложить родителям побеседовать с детьми о родном городе.
2 день - Аппликация «Улицы нашего города»
(Приложение 2) Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы.
- закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции.
3 день - Лепка: «Герб города Балашова» - дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Балашова.
-развивать моторику, воображение и фантазию.
4 день - Рисование «Весёлая буква»
- продолжать учить детей заполнять всё пространство буквы;
- упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования;
- воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности.
5 день Дидактическая игра «Составь слово»
- развивать умение составлять из кубиков с буквами слова на заданную тему;
- закреплять зрительный образ букв;
- развивать навыки чтения.
6 день - Вечер загадок «Чудесный сундучок».
(Приложение № 3)
- развивать логическое мышление – умение отгадывать загадки.
7 день -Чтение стихов о родном городе.
(Приложение № 4) - активизировать чувственное восприятие художественного слова;
- раскрыть авторское отношение к городу;
- воспитывать чувство гордости за свой город. Дать рекомендации, какие книги надо читать для детей дошкольного возраста.
8 день - Дидактическая игра «Символика»
- учить детей правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;
- закреплять знания де- тей о государственных символах России.
9 день - Прослушивание музыкального произведения «Матушка Земля» в исполнении Т. Куртуковой;
просмотр видео-кли- пов;
постановка танца хореографом. - через музыкальные произведения, танцы воспитывать любовь к Родине, родному краю;
- вызывать чувство гордости за свою страну и свой город.
III. Подготовка к презентации
- Оформление коллективной азбуки с разнообразием достопримечательностей города.
IV. Заключительный этап
- Презентация группового проекта.
Заключение
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Список литературы
1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.
2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
3. Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» : «Дошкольное воспитание» 2003, №6
4. Якушева Т. А. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста» : «Дошкольная педагогика», 2006, №6
5. https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1554-stikhi-pro-gorod-balashow.html
6. – Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «История города Балашова» (28.09.2013г.)
Приложение 1
Беседа: «История города Балашова».
Цели: познакомить с социальным понятием «город», с историей названия нашего города, реки;
Дать представление о памятных датах, достопримечательностях, праздниках, известных людях нашего города;
Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города;
Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков;
Обогащать и активизировать словарь.
. Ход беседы:
1. Организационный момент. - Ребята, сегодня в газете я увидела объявление: «Снова поссорился с Шариком. Дядя Фёдор приедет теперь только на весенних каникулах. Приезжаю в город Балашов искать ответы на множество вопросов. Ищу друзей и помощников. Ваш кот Матроскин».- Ребята, вы хотите стать друзьями Матроскина? А помочь ответить на вопросы сможете?- А вот и сам Матроскин. Посмотрите, в лапах у Матроскина узелок. Каквы думаете, что в нём? Оказывается в узелке вопросы. Знаете, какой вопрос занимает его вот уже целый месяц: «Отчего у городов, сёл, улиц, рек разные названия?» А ведь действительно так: какие вы знаете названия городов? А названия рек? А что такое «город»? - С древних времён каждый объект имеет своё имя, присвоенное человеком для того, чтобы отличать один объект от другого. - Ребята, как называется город, в котором мы живём? Почему он так называется?
2. Основная часть. Рассказ воспитателя.
-Неделю назад наш город отмечал свой …. день рождения. Это много или мало?
Слово «Хопер» по Далю – «притон диких гусей». По реке действительно проходил один из маршрутов весеннего и осеннего перелетов водоплавающей птицы. Стан гусей, уток, возвращаясь в родные места или отправляясь в теплые края, по долгу задерживаются на богатых кормами затонах и плесах Хопра и близлежащих озерах. Так, около Балашова, у села Хоперское расположено озеро Хоприк. Есть озеро Гусиное, Лебяжье. Обширная балка Гусевка, пересекая земли нескольких районов, впадает в Хопер.
Первое печатное упоминание о реке Хопер приводит «Книга Большому чертежу или древняя карта Российского государства», поновленная в разряде и списанная в книгу 1627г., изданная типографией Горного училища.
Среди созвездия удивительных поэтичных легенд Прихоперья есть одна, с детства знакомая каждому балашовцу, легенда о старике Хопре, создателе реки. Давным-давно по Поперегненской степи старик по имени Хопер набрел на холм, из подножия которого били двенадцать ключей. Старик соединил русла ручейков в один, построил мельницу и заставил работать на себя речушку. Назвали реку по имени ее открывателя Хопром.
На берегу этой прекрасной реки расположил свой хутор мордвин Василий Балашевка (Балашка) в середине XVIII века. Постепенно подселились к нему еще человек 300 крестьян и появилась деревня Балашовка. В 1768 году в деревне была построена деревянная Архангельская церковь, и стало село Архангельское «Балашово тож». Закрепилось название села Балашово. Церковь находилась на пересечении улиц Архангельской и Саратовской (ныне Коммунистического и Володарского). 7 ноября 1780 года указом императрицы Екатерины II село стало уездным городом Балашовым.
В 1983 году местный журналист Н. Спиридонов написал свой вариант легенды о первопоселенце нашего края. Было у боярского сына Василия Телевова в подчинении верный холоп Ефим Балаш, который спас жизнь своему господину в крымском походе, защитил грудью от татарского копья. Не разрешал Василий Телевов жениться Ефиму на красавице Насте, тогда сбежали молодые от господского гнева в глухие места на Хопре, основали село, которое стали называть Балашово.
Город был маленьким, всего одна улица Архангельская, которая тянулась от Безымянного оврага на север, поворачивала на восток и тянулась до Еременихинского оврага. «Город лежит под 50 северной широты и под 60 восточной долготы, на левом берегу р. Хопер, к западу от Саратова в 237 верстах, от Санкт-Петербурга в 1865 верстах». 23 августа 1781 года городу был пожалован герб, утвержденный «рукой императорского величества Екатерины II». Для Балашова это – «в золотом поле два арбуза, означающий изобилие сего города таковыми плодами».
Щит, разделенный на 2 части. В верхней части изображена эмблема Саратовского наместничества. «В голубом поле три стерляди, означающие изобилие великое сей страны, изобилие таковыми рыбами». В нижней части эмблема города Балашова.
Считалось, что Балашов возник в первой четверти XVIII века, даже в XVII веке. Был он, будто бы, на месте с. Репное или близ его. А первым поселенцем, утверждали, стал беглый крепостной крестьянин Балаш или Балашов. Писали: «Вначале селились здесь беглые крестьяне и казаки».
Стало известно, что в переписных книгах второй ревизии (1745г.) на месте Балашова не было никакого населенного пункта. Правда уже существовала деревня Тростянка, сельцо Алмазово («Трехяровское тож», поселок Белавин (Пады) и поселок Котоврас. По сведениям 1784 года большая часть жителей города Балашова поселилась тут по третьей ревизии (1761-1763 г.). Следовательно, возник этот населенный пункт между 1745 и 1761 годами.
Балашов в начале XIX века – десятый по количеству жителей среди городов губернии, он быстро растет, превращаясь в значительный торгово-промышленный центр западной окраины Саратовской губернии. В 30-е годы 19 века общее число горожан 2104 человек.
Появляется пристань, по реке сплавляют хлеб, в городе действуют ярмарки и базары. В 1864 году было открыто первое учебное заведение – приходское училище. Затем появились городское четырехклассное училище, мужская и женская гимназии, духовные ремесленные училища.
В городе по данным, Всероссийской переписи населения 1897 года, действовало 6 школ, земская больница, детский приют, 2 богодельни, 7 церквей, в том числе Свято-Троицкий собор и различные заводы (салотопленные, кирпичные, маслобойные, чугунолитейный) и механические мастерские. В 1894 году появилась железная дорога, связав Камышин и Тамбов. Одна за одной выросли мельницы.
Физминутка
Современный Балашов
Балашов - центр Балашовского района, расположен в западной части Саратовской области. Это степная зона в пределах Окско-Донецкой равнины, с типичными черноземами (самыми плодородными почвами области).
Население в г. Балашове - 96,3 тысяч.
Современный герб Балашовского района имеет ту же самую композицию - два арбуза. В верхнем левом углу герб Саратовской области.
В официальном описании флага города раскрывается его символика: "Синий цвет - символ реки Хопер, притока р. Дон; Желтый цвет - символизирует степь, Дикое Поле (историческое название местности, по которой протекает р. Хопер); Красный цвет - символизирует название местности Червленый (Красный) Яр, на которой ныне располагается г. Балашов".
Балашов - один из крупнейших экономических районов области. Промышленность представлена 23 предприятиями: машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, производство строительных материалов. Балашов - крупный железнодорожный узел.
Действуют филиал Саратовского госуниверситета, филиал Саратовского технического университета, музыкальное и медицинское училища, детские художественная школа и школа искусств, техникумы. В городе действует военное авиационное училище летчиков, возникшее в 1934 году.
Проводится игра «Путешествие по городу»
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их и место, где они расположены.
Многие поэты любили наш город и посвящали ему стихи.
Чтение стихотворения Николая Калиновича Морозова «Наш город»
У великой России
Много есть городов,
Но родней и красивей
Для меня Балашов.
Краше с каждой весною
И всегда молодой,
С соловьиной зарею
Над хоперской волной.
Здесь сады и аллеи,
Здесь для жизни простор,
Здесь газоны алеют,
Здесь и радость – Хопер.
Здесь поэмы рождались
У поэтов родных,
Здесь свой путь начинали
Космонавты страны.
Мне милы стройки, зори,
Электричек гудки
И леса Прихоперья
С ожерельем реки.
Летом 1917 года в Балашове побывал писатель Борис Пастернак — он приезжал в деревушку Мучкап, где жила его возлюбленная Елена Виноград. Благодаря этой поездке Пастернак написал стихотворение «Балашов» и другие.
В Балашове родился и учился Юрий Гарнаев - близкий друг Юрия Гагарина - первого человека, побывавшего в космосе и приземлившегося в нашей саратовской области. Сегодня в Балашове есть гимназия имени Гарнаева.
12 февраля 1931 года в городе Балашов родился Леонид Болдин - советский классический певец, народный артист СССР. Долгие годы выступал на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
7 ноября 1986 года в городе Балашов, Саратовской области, родилась Екатерина Кейб - известная российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по борьбе сумо.
3. Итог беседы
-Матроскину понравился наш город.
А как он называется?
Наш Балашов назван так, потому что…
А как же называют жителей нашего города?
В Балашове много ….
Достопримечательность, которая мне больше всего понравилась …
Приложение 2
Тема: «Улицы нашего города».
Программное содержание: Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький;
- закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции;
- развивать творчество, эстетическое восприятие.
Оборудование:иллюстрация улицы, бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, салфетка (на каждого ребёнка)
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие.
Используемая литература: Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Содержание НОД
1. Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко».
- Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы, детские сады, зеленый парк, библиотеки, кинотеатр и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Я пойду в музей, чтобы полюбоваться на экспонаты. А вы?
Я пойду в парк…. чтобы подышать воздухом
Я пойду в кинотеатр….
Я пойду в библиотеку….
Я пойду в музыкальную школу…
Я пойду в детский сад…
Я пойду в аптеку….
Я пойду в магазин….
Я пойду на речку….
Я пойду на стадион….
Воспитатель: - Ребята! Отгадайте загадку.
В два ряда дома стоят десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами друг на друга глядят. Дети: Улица.
Воспитательпредлагает детям рассмотреть фотографии с изображением различных улиц города.
- Ребята что вы видите на этих картинках? (Ответы детей).- Какой формы дома? (Ответы детей). Какой величины? Какого цвета? Дома бывают прямоугольные и квадратные, высокие и низкие, большие и маленькие.
Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши балконы).
- Сегодня мы с вами будем строителями и построим свои новые дома.
Но сначала разомнём пальцы рук.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём.
(Вращать кисти рук)
2. Основная часть.
Воспитатель: Теперь приступим к работе. Сначала необходимо выбрать прямоугольник – это будет стена дома. Затем возьмите полоску синего цвета, сложите несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки. Теперь можно вырезать крышу, для этого возьмите полоску любого цвета и срежьте углы с одной стороны – это будет крыша.
- Можете приступать к работе.
Воспитатель предлагает детям вырезать дополнительные предметы (деревья, транспорт, солнце, облака).
Физкультминутка.
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
- Теперь расположите на своих листах дома, чтобы получилось красиво. После того как расположили предметы на листе, можно аккуратно их приклеивать.
3. Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим, все ли дома получились ровными, аккуратными?Дети рассматривают свою работу,
находят наиболее понравившиеся дома, объясняют свой выбор.
Приложение 3
Загадки
Пространство большое обычно, где улицы сплелись косичкой. Здесь в жару, в дожди, под снегом машины, автобусы бегают.
(город)
В два ряда дома стоят. Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами друг на друга все глядят.
(улица)
Нам вчера в античном зале про Афины рассказали.
А потом сказала мама – в древнем зале есть и мамонт!
Угадайте-ка, ребята, где такие экспонаты?
(в музее)
Лес на берегу стоит, под мостом она бежит.
И течёт вода куда-то. Догадались вы, ребята?
(река Хопёр)
В городе деревьев мало и гулять стремятся все,
Уходя на два квартала от проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей и зелёных тополей.
(парк, сквер)
По ней в торжественные даты парадом шествуют солдаты,
И ёлкой самою большой она украшена зимой.
(площадь)
Возле пальмы водяной
Нам прохладно в летний зной
(фонтан)
Приложение 4
Чтение стихов о родном городе
Б. Пастернак «Большой,как солнце, Балашов…»
Был прадед Балашова
Росточка небольшого.
Хороший был работник –
И хлебороб, и скотник.
Но правнук отличился,
Трудился и учился,
В беде не вешал нос
И предка перерос.
Прошло немало вёсен
И можно так сказать,
Что множество ремёсел
Освоил он на «пять».
И солнышку арбузы
Подставили бока.
Несла тугие грузы
От пристани река.
Не лодырь, не бездельник,
А ткач, купец и мельник.
Был раньше бездорожный,
Стал – железнодорожный.
Под огневыми ливнями,
Когда пришла беда,
На фронтовые линии
Спешили поезда.
Курсантом был и лётчиком,
Летел з облака.
И у станка рабочего
Не дрогнула рука.
С работой он не ссорился,
А хорошел и строился.
Пусть имя Балашова
Росточка небольшого,
Он будни светлых улиц
Рисует не спеша,
Но под привычной краской,
Как под актёрской маской,
Скрывается, как солнце,
Огромная душа.
Ольга Балашова «На берегу Хопра родились мы с тобой…»
На берегу Хопра родились мы с тобой…
Наш город Балашов – он дом и твой, и мой
Уютный, славный, милый городок…
Ты – самый близкий, но ты так далёк!
Далёк ты в километрах, в сердце ж…рядом…
О, как порой хочу тебя обнять я взглядом…
Вера Непершина «Балашов»
Есть город любимый – наш Балашов.
Его красота вне сезонов.
Архитектурно – ни стар и ни нов –
Смешение стилей, фасонов.
Он в лихолетье сложнейших дорог
Гражданской войны и Великой
Удар принимая, Победе помог –
В истории он не безликий.
Наш город прославил тысячи лиц.
Их подвиг реальный, не мнимый,
И вписано много прекрасных страниц,
Чтоб краше стал город любимый.
Здесь летчикам в небо крылья даны
И в космос открылась дорога,
Свой вклад в достиженья огромной страны
Он внес, не бахвалившись, много.
Красивый и добрый, как человек,
Живет Балашов так достойно.
Все перемены и времени бег
Встречает наш город спокойно.