Альбина Хакимова
Познавательно творческий проект «Курай — башкирский народный музыкальный инструмент»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Курай - башкирский народный музыкальный инструмент»
Тип проекта Познавательно – творческий
По составу участников проект Групповой (воспитанники – воспитатели –родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) (далее по тексту -родители)
По количеству Групповой
По продолжительности проект Краткосрочный
По содержанию Интегративный
Публикация «Познавательно творческий проект „Курай — башкирский народный музыкальный инструмент“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
По виду проект Познавательный
Сроки реализации проекта 01.03.2022 г. - 18.03.2022г.
Разработчики проекта Хакимова Альбина Раисовна - педагогический работник старшей группы МАДОУ ЦРР – детский сад №14
Участники проекта Педагогические работники, воспитанники, родители.
Цель проекта формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с башкирским народным музыкальным инструментом - кураем.
Задачи проекта - Формировать знания о музыкальном инструменте – курай, символе духовной красоты башкирского народа.
- Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа.
- Воспитывать патриотизм у детей, интерес к башкирской народной музыке
Этапы работы над проектом Подготовительный этап.
- изучение материала по теме проекта;
- обоснование его актуальности, проблематики;
- определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстраций по теме проекта;
- Сбор фотографий, иллюстраций
- подбор дидактических, сюжетных, настольно - печатных игр для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников;
- введение воспитанников в проблематику данного проекта.
- подготовка информации для родителей (законных представителей)
Основной этап.
Проведение ООД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, дидактических игр, творческой деятельности, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы
Заключительный этап:
- Выставка детских работ - аппликация «Цветок курая», лепка «Кураист», рисование «Музыкальные инструменты»
- фотоальбом «Мой любимый народный музыкальный инструмент»
Ожидаемые результаты
- сформируются знания о башкирском народном инструменте - курай, об истории его возникновения;
- расширятся представления об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;
- сформируются у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, появится чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитаются патриотические чувства и любовь к родному краю.
Введение.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается нравственность, национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Стилизованное соцветие курая стало частью официальных символов Башкортостана - Государственного герба и Государственного флага, принятых в 1993 году. В нашем понимании семь лепестков курая - это народы, которые проживают на обширных просторах Южного Урала, на древней земле башкир. В историческом же плане - это символ единения всех родов племени, процветания и духовного обновления башкирского народа.
У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир. Курай – это история башкирского народа, его культура и судьба. Это символ самосохранения нации, её сплочения, гордости.
Проблема.
Опрос среди воспитанников показал, что у них недостаточно знаний о башкирских музыкальных инструментах. Показав башкирский народный инструмент курай, большинство воспитанников ответили, что это дудочка.
Актуальность
В настоящее время мир музыкальных инструментов очень богат. Но как же редко современные дети видят и слышат богатое разнообразие народной музыки! У детей, не достаточно знаний о истории возникновения башкирских народных музыкальных инструментов. Родителям некогда или некуда сходить и послушать звучание народной музыки. Большие концертные залы недоступны жителям нашего маленького города. И в связи с этим дети, знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.
На примере башкирского народного инструмента - курай, чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться народной музыкой, возникла идея проекта «Курай - башкирский народный музыкальный инструмент»
Цель: формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с башкирским народным музыкальным инструментом - кураем.
Задачи:
- Формировать знания о музыкальном инструменте – курай, символе духовной красоты башкирского народа.
- Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа.
- Воспитывать патриотизм у детей, интерес к башкирской народной музыке
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта у воспитанников:
- сформируются знания о башкирском народном инструменте - курай, об истории его возникновения;
- расширятся представления об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;
- сформируются у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, появится чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитаются патриотические чувства и любовь к родному краю.
Методы проекта: беседы, оформление альбомов, ООД, просмотр презентации, документального фильма, оформление выставки рисунков
Продукт проекта: Выставка детских работ - аппликация «Цветок курая», лепка «Кураист», рисование «Музыкальные инструменты»
- фотоальбом «Мой любимый народный музыкальный инструмент»
Реализация проекта.
1 этап – подготовительный.
Работу над проектом я начала со сбора информации. Сначала изучила литературу по теме: Гайнетдинов Ю. И. Курай и кураисты. - Уфа: «Мир планеты», 2011., Камаев Ф. Х. Напевы курая: фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991., Беляев В. М. Музыкальные инструменты народов СССР, Зелинский Р. Ф. Башкирский курай, Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения.
Изучила историю возникновения курая, информацию о знаменитых кураистах, подобрала иллюстрации, фотографии, сказки и легенды, загадки для чтения воспитанникам.
Получив необходимый объем знаний, я составила паспорт проекта, определила цель и задачи проекта, сроки реализации, разработала план работы с воспитанниками своей группы:
Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки
(дата)
1 Подготовительный этап.
- изучение материала по теме проекта;
- обоснование его актуальности, проблематики;
- определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстраций по теме проекта;
- Сбор фотографий, иллюстраций
- подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников;
- введение воспитанников в проблематику данного проекта.
- подготовка информации для родителей (законных представителей)
01.03. 2022г. - 09.03 2022г.
2 Основной этап.
- Беседа:
«Что ты знаешь о курае»
- ООД: Познавательное развитие. Тема: «Башкирские народные инструменты»
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Рассматривание иллюстраций к башкирской народной сказке «Урал Батыр»
- Чтение художественной литературы «Курай» автор: А. Игебаев
- Работа с родителями.
Консультация «Как знакомить детей с народными музыкальными инструментами»
10.03.2022г.
- Рассматривание альбома «Башкирские народные музыкальные инструменты
- ООД Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Музыкальные инструменты»
- Чтение художественной литературы
- Башкирская народная легенда «Легенда о курае»
11.03.2022г.
- Просмотр документального фильма «Курая задушевный звук»
- Дидактическая игра «Найди башкирский народный инструмент»,
- Чтение художественной литературы «Мелодия курая» Б. Нугуманов
- ООД Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Цветок курая» 14.03.2022г.
- ООД познавательное развитие «Символика Республики Башкортостан»
- Рассказ воспитателя «История возникновения курая»
- Рассматривание башкирского музыкального инструмента курай
- Дидактическая игра «Собери музыкальный инструмент»
- Рассматривание альбома «Знаменитые кураисты» 15.03. 2022г.
- ООД Художественно – эстетическое развитие. Лепка «Кураист»
- Сюжетно - ролевая игра «Магазин «Мелодия»
- Разгадывание загадок о курае, о башкирских народных инструментах
- Рассматривание иллюстраций «Памятники кураю в Башкортостане» 16.03.2022г.
- Разучивание стихотворения «Курай» М. Гали
- Просмотр презентации «7 чудес Башкортостана»
- Дидактическая игра «Узнай инструмент по звучанию» 17.03.2022г.
3 Заключительный этап - Выставка детских работ:
Аппликация «Цветок курая»
Лепка «Кураист», рисование «Как растет курай»
- Оформление фотоальбома «Мой любимый башкирский народный музыкальный инструмент» 18.03.2022г.
2 этап – основной.
Свой проект «Курай - башкирский народный инструмент», я реализовала через организацию различных видов деятельности воспитанников и взрослых.
Использовала в воспитательно – образовательном процессе эффективные методы, приемы и формы работы по формированию знаний воспитанников о башкирском народном инструменте курай.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний воспитанников. На организованно - образовательной деятельности по познавательному развитию познакомила воспитанников с историей возникновения курая.
На организованно образовательных деятельностях по художественно - эстетическому развитию лепили кураиста, рисовали различные музыкальные инструменты. В режимных моментах, большое внимание уделяла воспитанию патриотических чувств воспитанников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора: воспитанники проявляли большой интерес к дидактическим играм: «Четвертый лишний», «Собери башкирский народный инструмент», «Найди башкирский народный инструмент»; к сюжетно – ролевой игре «Магазин «Мелодия», ; в ходе бесед воспитанники узнали о знаменитых кураистах, как изготавливают курай; совместно с музыкальным руководителем воспитанники просмотрели документальный фильм «Курая задушевный звук», «Семь чудес Башкортостана», а так же читали башкирские сказки и легенды о курае, разучивали стихотворения, разгадывали загадки.
Родители воспитанников приняли активное участие в проекте – помогли собрать материал к проекту, оформить фотоальбом «Мой любимый башкирский народный музыкальный инструмент, была проведена консультация «Как знакомить детей с народными музыкальными инструментами»
3 этап – заключительный.
На заключительном этапе мы с воспитанниками оформили фотоальбом «Мой любимый народный музыкальный инструмент», организовали выставку рисунков «Музыкальные инструменты», аппликация «Цветок курая», лепка «Кураист».
Вывод.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у воспитанников.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, народно - прикладному искусству, музыкальной культуре. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Все те мероприятия, игры, праздники, ООД, которые мы проводим в детском саду, я надеюсь, так же останутся в памяти воспитанников как приятные воспоминания.
На сегодняшний день все запланированные цели и задачи достигнуты, я добилась следующих результатов в своей работе:
- сформировала у воспитанников знания о башкирском народном инструменте - курай, об истории его возникновения;
- расширила представления воспитанников об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;
- сформировала у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, у них появилось чувство ответственности по отношению к своей малой Родине;
- воспитала патриотические чувства и любовь к родному краю.
Перспектива: в дальнейшем я планирую углубленную работу с воспитанниками по ознакомлению с русскими народными инструментами, с их разнообразием, историей.
Литература:
1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.
2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева
3. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
А. М. Виноградова
4. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.
5. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.
7. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.
8. «Курай и кураисты» Гайнетдинов Ю. И.. - Уфа: «Мир планеты», 2011.,
9. «Напевы курая: фольклорный сборник» Камаев Ф. Х.. Уфа: Башкнигоиздат, 1991.,
10. «Музыкальные инструменты народов СССР» Беляев В. М.
11. «Башкирский курай», Зелинский Р. Ф.
12. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения.