МААМ-картинки

Познавательно-творческий краткосрочный проект «Широкая масленица» (4 фото)

Людмила Харизина
Познавательно-творческий краткосрочный проект «Широкая масленица»

Проект «Масленица» в средней группе «Радуга»

Тема: «Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный (1-неделя).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, сотрудники библиотеки.

Сроки реализации проекта: с 11 марта по 15 марта 2024 г. Возраст детей: 4-5 лет.

Пояснительная записка.

Публикация «Познавательно-творческий краткосрочный проект „Широкая масленица“» размещена в разделах

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего, на улучшение его качества. ФОП предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа,об отечественных традициях и праздниках.

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования является универсальным и обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Актуальность

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной.

Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о каждом дне масленичной недели, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный.

Празднуют её на последней неделе перед Великим постом.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта:

Расширить знания детей о традициях русского народа.

Задачи проекта:

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Развивать свободное общение и взаимодействие детей со сверстниками, взрослыми, родителями, сотрудниками библиотеки.

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях, представление о народных русских обрядовых праздниках.

Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.

- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда.

- дать представление о трудовой деятельности наших предков с старину.

- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.

- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.

- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы.

- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника

- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.

использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.

- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников.

- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.

- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.

- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.

- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;

Формы реализации проекта:

Беседы по теме; презентации;

Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

Чтение стихотворений, художественных произведений;

Совместная творческая деятельность;

Создание творческих работ детей и родителей;

Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие) ;

• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

• Заучивание закличек, частушек.

Основной:

• Проведение тематических занятий;

• Художественно-творческая деятельность.

• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;

• Чтение художественных произведений по теме.

• Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный:

• Изготовление русских народных костюмов;

Досуг «Празднование широкой Масленицы»

Взаимодействие с родителями:

• Помощь в изготовлении снежков из материи, народных костюмов;

• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

Тематическое планирование

Понедельник 11 марта «Встреча»

Беседа: «Как на Маслену неделю»

Заучивание заклички: «Весна-Красна»

Библиотека в гостях у детей: Презентация «Широкая Масленица»

Знакомство с масленичной неделей, знакомство с хороводными играми «Платочек», «Весёлый бубен», игрой эстафетой «Испеки блин»

Чтение стихотворения

Д. Кузнецова «Блины»

Рисование «Масленица»

Вторник 12 марта «Заигрыш»

Повторение заклички: «Весна-Красна»

Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Катание на санках. Загадки о весне и зиме

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра: "Золотые ворота»

Среда 13 марта «Лакомка»

Повторение заклички: «Весна-Красна»

Беседа «Значение и символика блинов»

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»

Привлечение родителей, конкурс «Самая лучшая выпечка»

Чаепитие с блинами,с выпечкой руками родителей и детей.

Народная игра - забава «Звонарь»

Четверг 14 марта «Разгуляй»

Досуг «Празднование широкой Масленицы»

Чтение масленичных закличек.

Хороводная игра под музыку «Как на Маслену неделю»

Народная блинная эстафета «Испечём блины»

Игра «Сбей кегли метлой»

Песня «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои»

Игра-эстафета «Гонки на лошадях»

Народная игра - забава «Ручеёк»

Пятница 15 марта «Тёщины вечера»

Беседа: «Что мы узнали о Масленице»

Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»

Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

Рисование «Весна пришла»(участие в конкурсе рисунков)

Вывод:

Дети

Познакомились с традициями русского народа.

Узнали названия каждого дня масленичной недели.

Познакомились с народными играми и эстафетами,закличками;

Активно и доброжелательно взаимодействовали с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Активно взаимодействовали с родителями в конкурсе «Лучшая выпечка»

Педагоги накопление материала;

Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, родителями, сотрудниками библиотеки.

Родители

Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Этот праздник стал одним из добрых семейных традиций.

Развился интерес к совместному времяпровождению, что сплотило родителей и детей. (совместная выпечка, семейная прогулка на «Проводы зимы»)

Список используемой литературы:

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Приложение.

Закличка «Весна-красна»

Весна-красна приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

Народная игра «Платочек»

В центр круга встает ребенок или взрослый с платочком в руках.

Он произносит слова: «Я с платочком иду и зиму гоню. Кто платочек возьмёт,

Тот весну позовёт!» В это время дети ходят по кругу взявшись за руки.

По сигналу ведущего хоровод останавливается и водящий показывает платочком на двух участников. Они встают спиной друг к другу и по команде: «Один, два, три, беги!» начинают оббегать хоровод. Выиграет тот, кто быстрее добежит до Масленицы и возьмет платочек.

Народная игра: «Весёлый бубен»

Дети встают в круг и передают бубен со словами:

«Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро, по рукам

У кого весёлый бубен

Тот сейчас станцует нам.

У кого в руках бубен, выходит на середину круга и выполняет танцевальные движения, а ребята повторяют эти движения.

Игра-эстафета: «Испеки блины

Дети,выходят по двое и по команде кладут блин на детскую сковороду, добегают до стола, выкладывают блин на тарелочку и возвращаются со сковородой обратно.

Народная игра: «Золотые ворота»

По желанию или по считалочке выбирают двух игроков, которые встают друг напротив друга. Они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Остальные игроки берутся за руки, образуют «цепочку» и проходят под воротами, при этом произносят слова:

Золотые ворота, пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

После слов «не пропустим вас» резко опускаются и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Народная игра «Звонарь»

Ход игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Игра-забава: «Как на маслену неделю»

Игра-Кричалка с движениями.

Публика делится на две части, одна по сигналу правой руки ведущего кричит: ’Блины!’, другая по сигналу левой - ’С припеком!’ После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в кричалке.

Как на масляну неделю

Каждый день с утра мы ели. Что?

Блины! С припеком!

Вокруг себя с подскоком!

В обед чай пивали,

Горстями в рот кидали. Что?

С припеком! Блины!

Поклон для Зимы!

Ну а в ужин, как всегда,

Лучшая для нас еда. Что?

Блины! С припеком!

Встаньте к сцене правым боком!

У тещи бывали

И целый день жевали. Что?

С припеком! Блины!

Поклон для Весны!

Все обиды прощали

И маслом поливали. Что?

Блины! С припеком!

Вокруг себя с подскоком!

Игра-забава «Горелки»

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны проводят линию. По считалке

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Познавательно-творческий краткосрочный проект «Широкая масленица»
Фото «Широкая масленица»
Познавательно-творческий краткосрочный проект - фото
Фото №1 Проект Масленица в средней группе Радуга Тема Широкая масленица Тип проекта познавательно творческий краткосрочный неделя

Публикации по теме:

Краткосрочный творческий проект «Зоопарк»Краткосрочный творческий проект «Зоопарк» Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №5 г. Сергиево Посада Орлова Надежда Владимировна. Подготовительная.

Краткосрочный дистанционный творческий проект «Мы помним» (видео) В преддверии 75-летия Великой Победы детские сады продолжали традиционную работу в соответствии с временем - в новом формате: дистанционном.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Для чего нужна улитка?»Краткосрочный познавательно-творческий проект «Для чего нужна улитка?» Вид проекта: познавательно-творческий проект. Продолжительность проекта: краткосрочный (неделя). Участники проекта: дети средней группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий краткосрочный проект «Широкая масленица»
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 11:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий краткосрочный проект «Широкая масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Харизина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД