Людмила Щепелева
Познавательно-исследовательское занятие с элементами ТРИЗ-ртв «Заглянем в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Заглянем в прошлое часов
Познавательно-исследовательское занятие с элементами ТРИЗ -РТВ подготовительная группа
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация» «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель:
Познакомить с разными видами часов, их историей.
Задачи:
1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие с элементами ТРИЗ-ртв „Заглянем в прошлое часов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
между назначением, строением и функцией часов.
2. Развивать логическое мышление, воображение,
изобретательность, умение рассуждать, не бояться высказывать
свои мысли.
3. Закрепить умение выделять особенности предметов форму,
размер, материал.
4. Воспитывать у детей взаимопонимание, чувство справедливости,
• умение до конца выслушивать своих сверстников.
Материал и оборудование: разные виды часов, макеты, лупы, картины, музыкальная игрушка-петух, цветные ленты.
Предварительная работа: Чтение произведения Г. Фаллада «История про день, когда всё шло шиворот навыворот». Дети знают загадки, пословицы о часах, поют песню «Ходики с кукушкой». Со средней группы дети знакомы с песочными часами. Знают внешнее строение и назначение часов. Проведена работа с родителями по организации выставки часов.
h4]Содержание организованной деятельности детей:[/h4]
1. Игра «Отгадай, что в сундучке?» (М. Ф. И-ТРИЗ)
2. Знакомство с разными видами часов, их историей.
солнечные часы
водяные часы
восковые часы
масляные часы
песочные часы
механические часы
электронные часы
3. Исследование механизма часов.
4. Игра «Самый умный»
5. Анализ.
6. Динамическая пауза «Выставка часов»
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель: Дети, у меня в сундучке находится предмет, с историей
которого, мы познакомимся. Отгадайте что здесь, методом
исключения.
Дети отгадывают, что это часы.
Воспитатель: Опишите внешний вид часов и зачем человеку они нужны.
Ответы детей.
Воспитатель: Каждый день мы просыпаемся от звука будильника,
он будит людей на работу, в школу, детский сад,
многих он раздражает. Целый день человек ориентируется
на время, назначает встречи и свидания, ходит в кино и на
концерт. Дети, а мы с вами как живём в детском саду, по
времени или нет? Мы на столько, привыкли к часам, что
сложно представить, что может случиться, если вдруг больше
не будет часов, не будет временного расписания, к которому
мы так привыкли, что же может произойти?
Высказывания детей.
Воспитатель: А было ли так всегда, знали люди, какое время наступило?
Как появились первые наручные часы? Получить ответ нам
поможет история. Ещё в древние времена люди умели
ориентироваться во времени и в пространстве: по луне и
звёздам ночью, днём по солнцу. В древнем Египте люди
придумали солнечные часы, их очень легко сделать. Для этого
нужно начертить круг, в центр поставить деревянный колышек,
отметить 12 делений, солнце светит на колышек, тень от него
падает на деления и можно узнать который час.
Рассматривание макета солнечных часов.
Воспитатель: Удобны ли были такие часы?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Эти часы работают только в солнечную погоду. Вечером и
ночью они не показывают время. Чуть позже, в Древнем
Египте и Китае, придумали водяные часы. В сосуд с дырочкой,
где были деления, наливали воду, капля за каплей вода
вытекала, показывая время.
Дети, а удобны ли были эти часы?
Высказывания детей.
Воспитатель: Во многих странах использовали восковые часы, в виде свечи,
на ней делали 12 надрезов. За равные промежутки времени
сгорали равные части. Таким образом, люди ориентировались
во времени.
Что хорошего было в этих часах и безопасны ли они?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Название следующих часов вы попробуете отгадать сами.
В этой колбочке с отметками находится жидкость, определите
на запах, на ощупь, что это? Правильно, внутри находится
масло, значит они называются?
Ответы детей. Масляные.
Воспитатель: Попробуйте определить, как работали эти часы?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Давайте, проведём эксперимент, зажжём фитиль, будет ли он
гореть? Масло сгорает до отметин, так проходит час.
Почти две тысячи лет назад, человек изобрёл ещё один прибор
Для измерения времени. Вы с этими часами знакомы. Как они
называются?
Дети отгадывают песочные часы.
Воспитатель: Прошло много времени, пока человек придумал часы с
механизмом. Он установил пружину, прикрутил её, чтобы не
раскручивалась, прикрепил зубчатое колёсико, оно цепляется
за другое и передвигает его, а второе передвигает стрелки. А
стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно
заводить каждый день.
Я предлагаю рассмотреть механизм часов через лупу.
Воспитатель: Какие часы считаются главными часами нашей страны?
Дети: Это кремлёвские куранты.
Воспитатель: Они находятся в кремле на Спасской башне. Эти часы очень
большие, как половина нашего зала. Высота цифр 72 см, как
эта лента, длина маленькой стрелки 2.97 см, минутной 3.28 см.
Чтобы не заводить часы часто, человек придумал более
удобные- электронные. Эти часы работают от электричества и
с помощью батареек. Вместо циферблата-табло, где видны
минуты высчитывать не нужно.
Как вы думаете, где человек используют их? И какие они
Бывают?
Ответы детей: На улице, на вокзале, в магазинах.
Часы бывают ручные, настенные, настольные.
Воспитатель: Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы стать такими,
какими мы видим их сейчас, и всё это сделал человек.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Самый умный»
Проводится игра.
Воспитатель: Дети, что вам понравилось в занятии, что нового узнали?
Делаем вывод: Время нужно беречь, оно никогда не вернётся назад.
Чтение стихотворения «Часы-часики»
Воспитатель: На этом занятие наше закончено. Я приглашаю вас на
выставку часов.