Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тип проекта : педагогический
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Автор проекта : Дусмухамбетова А. Г.
Временной масштаб: июль 2012г. – май 2013г.
Участники проекта : Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна – воспитатель, дети – второй младшей группы.
Целевая группа: дети дошкольного возраста 3-4года
Проблема: Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Выбор проекта «Удивительный песок», обусловлен необходимостью решения проблемы эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Актуальность: Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Проект реализуется с учетом создания обучающей деятельностно-творческой среды для раскрытия и развития творческого потенциала личности ребенка на основе его интересов и способностей.
Проект «Удивительный песок», ориентирован на детей от 3 до 4лет.
Данный проект дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Художественное творчество», «Познание».
Проект учитывает возрастные особенности усвоения материала у детей 3-4лет:
- развивается память и внимание;
-начинает развиваться наглядно-образное мышление;
-развивается перцептивная деятельность.
Для реализации данного проекта в ДОУ созданы условия:
-педагог имеет 1 квалификационную категорию;
-создана материально-техническая база;
-подобрана медиатека;
-подобран наглядный материал.
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности: рисования и лепки песком.
Задачи:
1. Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, пространственное воображение, процессов самореагуляции;
2. Развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;
3. Тренировка мелкой моторики рук;
4. Гармонизацию психоэмоционального состояния;
5. Формирование установки на положительное отношение к себе.
Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации проекта : беседа, наблюдение, игра, досуги, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Реализация проекта «Удивительный песок», осуществляется в
НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
совместной деятельности с семьей.
НОД проводится 1 раз в первой или во второй половине дня в неделю - 15минут, в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов - ежедневно 10минут;
самостоятельной деятельности детей - ежедневно 10 минут;
совместной деятельности с семьей — 1 раз в неделю 10 минут.
Недельная нагрузка на детей по проекту «Удивительный песок» равна 15 минут. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению проекта.
1.1Цель образовательной области, в которой идет углубление: Приобщение к изобразительной деятельности через нетрадиционную технику рисования (рисуем и лепим песком)
1.2. Конкретизация задач по возрастам:
-Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, пространственное воображение, процессов самореагуляции;
-Развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;
-Тренировка мелкой моторики рук
-Гармонизацию психоэмоционального состояния;
-Формирование установки на положительное отношение к себе.
1.3. Интеграция содержания образовательных областей
Образовательная область Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса
«Безопасность»
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.
«Здоровье» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.
«Физическая культура» Развитие игровой деятельности в играх с правилами. Развитие двигательной активности в организации игр с речевым сопровождением.
«Музыка»
Использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком.
«Познание» Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.
«Художественное творчество» Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
«Труд» Развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.
«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для формирования представлений о песочном мире.
«Социализация» Развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
1.4 Формы образовательной деятельности детей
Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем
(в день или неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессов самореагуляции.
Чтение
Наблюдение
Беседа
Досуги
Опытно-экспериментальная деятельность
Игровые упражнения
Групповая
Индивид.
15 мин. / 15 мин
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков. Беседа. Игровые ситуации. Игры с речевым сопровождением. Чтение. Опытно-экспериментальная деятельность.
Тренировка мелкой моторики рук. Пальчиковые игры
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков. Чтение
Наблюдение
Беседа о песке
Досуги
Групповая
Индивид.
10мин/
50 мин
Тренировка мелкой моторики рук. Пальчиковые игры
Игровые упражнения
Самостоятельная деятельность детей
Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание. Память, образовательно-логическое мышление, пространственное воображение, процеесов самореагуляции. Индивидуальная игра
Совместная со сверстниками игра Групповая
Индивид.
10 мин/
50 мин
Тренировка мелкой моторики рук. Индивидуальная игра
Совместная со сверстниками игра
Формирование установки на положительное отношение к себе. Индивидуальная игра
Совместная деятельность с семьей
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков. Консультации
Индивидуальные беседы Групповая
Индивид.
2 мин/10 мин
Гармонизация психоэмоционального состояния. Консультации
Индивидуальные
беседы
Примерный объем
в неделю 125 мин
Проект «Удивительный песок» (итоговые результаты)
Планируемые результаты освоения детьми проекта по интегративным качествам
Интегративные качества личности 3-4 года
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Любознательный, активный Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в творчестве с песком.
Эмоционально отзывчивый Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведение изобразительного искусства, испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке изобразить простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы.
Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре с песком.
Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.
Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями при работе с песком.
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с песком; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил.
Соблюдает правила элементарной вежливости.
Соблюдает порядок и чистоту в помещении, после НОД и игры с песком убирать на место игрушки, строительный материал.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту Способен самостоятельно выполнять элементарное поручение с песком (разложить материалы к занятиям).
Может использовать разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу из песка.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Называет членов своей семьи, их имена.
Знает название родного поселка.
Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы навыки и умения необходимые для осуществления различных видов деятельности.