Виктория Кожевникова
Познавательно-исследовательский проект на тему: «Белоствольная красавица», в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Белоствольная красавица»
Вид проекта : Познавательно- исследовательский
Участники: дети, воспитатели, родители
Возраст: 5-6 лет
Продукт деятельности: -изготовление поделок из бересты (дети совместно с родителями);
- составление творческих рассказов «Сказка о березе»;
-развлечение «Белоствольная красавица»»;
Сроки реализации: 08.10.2012г. -12.10.2012г.
Актуальность.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект на тему: „Белоствольная красавица“, в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Береза. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! На территории России березы встречаются повсеместно: в смешанных лесах и березняках, в парках, садах и аллеях. Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. А что знают наши дети о исконно русском дереве – березке?
Проблема:
- Недостаточные представления детей о березе, как символе России.
-Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
- Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Подготовительный этап:
— подготовить природный материал для деятельности детей;
— подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;
— сделать папку- передвижку для родителей о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко».
Содержание проекта :
— провести с детьми цикл наблюдений за березой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;
— на основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие НОД, расширяющие представления детей о березе;
— предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты, придумать сказку о березе.
Задачи:
ОО «Познание»
1. расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе;
2. Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (п/и, д/и,, рассматривании и чтении книг о свойствах и особенностях березы, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д. ;
3. Развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и
продуктивную деятельность;
4. Развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, развлечение.
ОО Коммуникация»
4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
5. Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: п/и, игровые ситуации, развлечение;
ОО «Социализация»
-Вызвать интерес к конкретному объекту – дереву-березе; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем; воспитывать любовь к русской природе, бережного отношения к ней.
-Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к березе, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о ней в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.
-Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность природы в единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие; затем – в содействие.
-Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
ОО «Здоровье» : расширять представления детей о пользе и значении ее в жизни человека посредством ситуативных разговоров, рассматриваний наглядностей, предметов; развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
ОО «Безопасность»
-Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности. Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родителями.
Предполагаемый результат:
1. будут знать: о самом почитаемом дереве в России – березе;
2. будут уметь: читать стихи о березе, загадывать загадки; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением деревьев; рисовать, описывать внешний вид.
3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)
Совместная деятельность с детьми и родителями:
— циклические наблюдения за березой;
— составление творческих рассказов «Сказка о березе»;
— изготовление поделок из бересты;
— Папка- передвижка «Целебное лукошко».
Примерная схема осуществления проекта
Вид деятельности Пути реализации
Двигательная Физ-ка «Осенний лес», П/И «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».
Игровая игровая беседа «С кем ты дружишь, береза?»;
Трудовая
Здоровье Сбор веток на территории д/с для продуктивной деятельности
Сит. разговор "Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы
Коммуникативная Д/и «Спрячь слоги в ладошки»; «Назови ласково»; «Один - много», «Опиши березу»,«Чудесный мешочек»,«Назови ласково», «Запомни и повтори», «Найди березу среди других деревьев»(командная игра); НОД- р/р «Белоствольная красавица»; д/и «Четвертый лишний»,«Сложи картинку», «Скажи, какое?»
Познавательно- исследовательская и конструктивная Сит. разговор «Береза- белая красавица»; ФЭМП «Березка в гостях у ребят»; форм. цел. карт. мира «Береза- белая подруга»; Экскурсия «Березонька, красавица, подружись со мной…»,"Встреча с русской красавицей","Снятся ли березе сны"
– наблюдение на прогулке
; Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой;
Восприятие художественной литературы Пословицы и поговорки о деревьях, березе; Чтение стих-я А. Прокофьева «Люблю березку русскую.»; М. Пришвин «Этажи леса»; р. н. с. «Как коза избушку построила»; рассказ Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»; С. Есенина «Белая береза»;
Продуктивная
аппликация «Осенняя березка» ; рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; Шишкин А. И. «Березовая роща»;
Музыка
азучивание песни «Во поле береза стояла» (хоровод девочек)
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.
• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.
2. Практическая часть.
• НОД, посвященные теме «Белоствольная красавица».
• Пословицы, стихи, загадки о деревьях, березе.
• Чтение рассказов и сказок.
• Игровая деятельность: театрализованная деятельность, п/и, д/и.
• Двигательная деятельность: физминутка, п/и
• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.
3. Заключительная часть.
1. Развлечение «Белоствольная красавица»
2. выставка поделок из бересты «Папа, мама, я — творим чудеса».
3. Составление творческих рассказов «Сказка о березе»
Познавательно- исследовательская деятельность. Наблюдение на прогулке на тему :
"Снятся ли березе сны"
(ОО «Познание»+ ОО «Социализация»+ОО «Коммуникация»)
Цель. Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы.
Задачи:
-расширять представления детей о березе (ОО «Познание»)
-формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов (ОО «Социализация»)
-воспитывать чувство любви к Родине, родной природе (ОО «Социализация»)
Индивидуальная работа.
Активизировать словарный запас Егора П., Кирилла П., Ромы Е. (чечевички, береста, белоствольная, деготь)
Предварительная работа.
Слушание произведений Вивальди: альбом "Времена года", концерт "Осень. Зима"
Логика совместной деятельности
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут на нашем участке. (Дети отвечают)
-Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. (Дети отвечают)
-У меня для вас есть загадка об одном дереве. Послушайте её и отгадайте:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке
Свесив сережки.
(Дети отвечают)
-Да, это береза. И сегодня мы отправляемся к ней в гости.
1. Речевое упражнение "Скажи красивые слова березе".
2. Логическая задача "Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чём?" (фантазирование)
-Скажите мне, а как называется кора березы? (Дети отвечают)
-Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.
(Опыт с березовой корой)
Педагог: Ребята, скажите, чем береза дышит?
Дети: Чечевичками.
Педагог: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные
Черточки - “чечевичками”.
Скажите, а что такое березовые сережки? Зачем они нужны?
Дети: Сережки у березы – это собранные вместе плоды.
Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.
Педагог: Давайте возьмем увеличительные стекла – лупы и рассмотрим семена березы.
(Дети рассматривают)
А теперь проведем опыт с семенами.
(Опыт с семенами березы)
Педагог: Как вы думаете, почему семена березы очень малы?
Дети: Чтобы легче ветру и животным разносить их.
-В лесу много берез - хорошо это или плохо?
Логическая задача: "Чем дышит береза зимой?" (чёрточками-чечевичками)
- Какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете. (Дети отвечают)
- Береста березы является хорошим материалом для поделок.
-Из неё издавна изготовляли туески, даже целые картины.
4. Труд. Сбор опавших листьев для продуктивной деятельности
5. Последующая работа.
Логическая задача "Холодно ли березке будет зимой?"
Воспитатель: Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине.
В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое? Почему? (молодое)
- Березку всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы.
(Дети читают стихи о березе)
6. Рефлексия. Прощание с березкой (поглаживание ствола, обнимание).