Мадина Харисовна Алексеева
Познавательно-исследовательский проект «Мыло пенится, смотрите!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 37 «Берёзка»
623530 Россия, Свердловская обл., г. Богданович, ул. Рокицанская, д. 15,
тел. : (34376) 5-62-50, E-mail : mkdou37@uobgd.ru, официальный сайт: b37.tvoysadik.ru
Познавательно-исследовательский проект :
«Мыло пенится, смотрите!»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Выполнила: Алексеева М. Х.,
воспитатель 1 кв. категории
г. Богданович
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мыло пенится, смотрите!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
2018
Паспорт проекта
Название проекта «Мыло пенится, смотрите!»
Составитель Алексеева Мадина Харисовна
Тип проекта Познавательно исследовательский и практико-ориентированный
Срок реализации Краткосрочный, групповой
(с 1.04.2018 – 12. 04.2018 г. г.)
Участники Педагоги, дети, родители
Цель Знакомство с нетрадиционным материалом – пеной через игры-эксперименты
Задачи развивать тактильные ощущения;
расширять представления о свойствах пены «воздушная, легкая, непрозрачная», способе ее образования;
формировать интерес к простейшим опытам;
воспитывать аккуратность.
Предполагаемый результат проявляют интерес к экспериментированию;
овладевают знаниями о свойствах пены;
соблюдают элементарные правила поведения при проведении опыта.
Основные принципы принцип доступности – организация работы с детьми с учетом возрастных особенностей;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
Актуальность Ребенок любознателен. Он познает объект в ходе практической деятельности с ним. Эти действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Элементарное экспериментирование доступно детям уже с младшего возраста. Эти дети доверчивы, непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для них актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо возвращаться.
Игры с мыльными пузырями издавна привлекают как детей, так и взрослых. Это незабываемое зрелище способно украсить любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения проектную деятельность, был разработан проект по ознакомлению с нетрадиционным материалом – пеной.
Продукт проекта Фото отчет проведения.
Картотека игр-экспериментов с детьми младшего возраста.
Коллективная работа с детьми.
Предварительная работа Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Рассматривание иллюстраций.
Посещение «Шоу мыльных пузырей».
Игровые ситуации.
Итоговое мероприятие Развлечение «Пузыри воздушные»
Формы работы с детьми Наблюдение, организационная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, игровые ситуации.
Формы работы с родителями Индивидуальная работа, консультирование
Формы работы с педагогами Беседа, наглядно-информационный материал
Методическое обеспечение проекта Л. В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Просвещение, 2014г
Княжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Екатеринбург: У – Фактория, 2014г.
Оборудование Тазы с водой, венчики, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие, губки
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап:
- Наблюдение за детьми.
- Определение педагогами темы, целей и задач, содержания проекта,
прогнозирование результата.
- Изучение психолого-педагогической литературы на тему «Организация экспериментальной деятельности детей младшего возраста».
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение средств, возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Подбор игр, литературы, иллюстраций, оборудования.
- Беседа-консультация с родителями «Как я умываюсь дома».
2. Основной этап реализации проекта :
№ Название мероприятия Сроки реализации
1. Пальчиковая игра «Умывалочка»
- Создание позитивного настроения.
- Развитие мелкой моторики.
- Активизация словаря. 1.04.2018
2. Игра «Сделаем пену»
- Рассматривание воды в тазике (прозрачная).
- Добавление жидкого мыла.
- Взбивание воды венчиком до образования пены.
- Предложение потрогать пену, поиграть ею, подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена. 2.04. 2018
3. Игра – эксперимент «Пенка на ладошках»
- Намыливание рук с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек».
- Активизация словаря: мыльница, мыло, мыльная.
- Чтение потешек, стишков.
Вывод – мокрое мыло при трении и жидкое при взбивании венчиком образует пену.
3.04.2018
4. Игра – эксперимент «Найди игрушки»
- Складывание мелких игрушек в таз с мыльной пеной.
- Предложение найти их в пене.
Вывод – вода прячет игрушки (она не прозрачная). 4.04.2018
5. Игра «Помощники Мойдодыра»
- Обогащение игрового опыта.
- Выполнение практических действий мытья посуды, полоскания, выкладывания на полотенце для сушки совместно с воспитателем.
- Закрепление знаний о свойствах мыльной воды.
Вывод – мыльная вода отмывает «грязь». 5.04.2018
6. Игра – эксперимент «Дорожки по зеркалу» - Намыливание рук.
- Проведение линий на зеркале.
- Скольжение пены по стеклу.
Вывод – пеной можно рисовать.
8.04.2018
7. Нетрадиционне рисование с использованием пены и поролона «Мыльные комочки»
- Ощущение легкости, воздушности пены.
9.04.2018
8. Развлечение «Пузыри воздушные»
- Игры с мыльными пузырями. 10.04.2018
3. Заключительный этап.
- Фото отчет проведения проекта.
Результат проектной деятельности.
Тема разработанного проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).
При реализации проекта отмечалась положительная реакция
эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами пены. Возросла речевая активность, закрепились культурно-гигиенические навыки, умение выполнять водные процедуры.
Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение 1
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель : Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).
Потешка (с выполнением движений)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
Стих «Пузыри»
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
Загадки про чистоту и предметах личной гигиены
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится! (Мыло)
Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло,—
И его не стало,
Вдруг оно исчезло! (Мыло)
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер —
Люди все ко мне бегут. (Ванна)
Плещет теплая волна
В берега из чугуна:
Угадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна)
Железный дом,
Покаты стенки в нем,
Крыши нет – есть дно,
А на дне – окно. (Ванна)
Могу я в ней на дно нырнуть,
Но не могу я утонуть,
А если станет глубоко
Открою пробку я легко. (Ванна)
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ)
Резинка — Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
Губка (Мочалка)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня! (Полотенце)
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце)
Хвостик — из кости,
А на спинке — щетинка. (Зубная щетка)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей. (Расческа)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
А ничего не спилила. (Гребешок)
Худая девчонка –
Жесткая челка,
По утрам да вечера
Чистоту приносит нам. (Зубная щетка)
За волной волна,
Идет по полю борона,
Пшеницу разгребает,
Порядок соблюдает. (Расческа)
Приложение 2
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Обучение действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т. д. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т. п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность.
Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т. д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:
Чистая водичка
Моет Вове личико.
Танечке ладоши,
Пальчики Антоше.
Буль-буль-буль журчит водица
Все ребята любят мыться
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Зубы чистые всегда
У веселого бобра,
Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.
Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
Саша у нас зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Зайчик Саша – скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убираем.
Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Чтобы ускорить формирование культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно- гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно,
растут крепкими и здоровыми.