Ольга Петровна Дудкина
Познавательно-исследовательский проект «Мы город на карте отметим»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10
Копейского городского округа
Челябинской области
Проект «Мы город на карте отметим!»
Воспитатель 1 категории Дудкина Ольга Петровна
Актуальность проблемы:
«Так получилось, что мы приехали сюда жить насовсем, навсегда …Мы-это очень большое число взрослых и детей, в силу обстоятельств, покинувших свой родной посёлок с красивым названием Роза…Мы теперь живём в Копейске, в микрорайоне, называемом Тугайкуль.»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мы город на карте отметим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
«Это новая, пока незнакомая нам малая родина, которую предстоит узнать и полюбить,на благо которой трудиться…»
«Мы пришли не на пустое место. Мы пришли в культуру общечеловеческих ценностей, которая существует здесь исстари…»
(из беседы с переселенцами)
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям : матери, отцу, бабушке, дедушке,братьям и сёстрам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Знакомство с городом мы начали с экскурсий, где у детей возникли самые разнообразные вопросы:
- Как и когда появился город Копейск?
- Как жили люди в прошлом, чем они занимались?
- Чем знаменит край?
- Каковы особенности природы?
- Какие народности проживают на территории Копейского округа?
Решили совместно с воспитанниками,их родителями и педагогами искать ответы на возникшие вопросы. Поэтому и был разработан проект «Мы город на карте отметим!»
Цель нашего проекта :
Исследование культуры,природы и социума малой родины, приобщение к ней, приумножение добрых традиций, дел и талантов.
Воспитание любви к родному краю.
Задачи проектной деятельности :
1. Формировать систему представлений об истории развития города, о природе и населении родного края.
2. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
3. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников края.
4. Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативность. 5. Расширять социальное партнерство семьи и детского сада через совместную деятельность.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Тип проекта : познавательный, исследовательский, групповой
Сроки проекта : долгосрочный – более 2 лет
(средняя, старшая, подготовительная группа)
Гипотеза: В процессе приобщения к истории, культуре, природе и ближайшему социуму у воспитанников будет развиваться чувство интереса и любви к родному краю, к Родине.
Методы проекта :
Наблюдения
Беседы
Мультимедиа
Познавательные игровые занятия
Краеведческая исследовательская деятельность
Экскурсии, целевые прогулки
Акции добрых дел
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
1. Матова В. Н. «Краеведение в детском саду» «Детство-Пресс» 2013 Г ФГОС
2 Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.» М. : АРКТИ, 2007.
3. Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». М. : АРКТИ, 2006.
4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» М. ТЦ Сфера, 2005.
5. Администрация Копейского городского округа «Развитие и поддержка народных художественных промыслов на территории Копейского городского округа» сборник. 2013 г.
6. МУ Краеведческий музей «Музейный вестник Копейского городского округа»2012 г.
Материально-техническое обеспечение:
-подбор исторической литературы
- подбор произведений народного творчества
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видео)
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
- дидактические игры
- выставки книг, рисунков, поделок.
-создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
-выбор интерактивного оборудования.
Предполагаемый результат:
-Освоение доступных знаний об истории родного края
-Активное участие детей в краеведческих и патриотических мероприятиях, дискуссиях, выставках, конкурсах, других видах деятельности.
-Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь (принимать участие в приумножении и процветании родного края).
-Приобретение детьми навыков социального общения со сверстниками и взрослыми.
-Сплочение коллектива родители –педагоги– дети.
Этапы работы:
I Подготовительный этап: (2013-2014 уч. год)
1. Изучение теоретических вопросов проблемы.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Проведение диагностики детей по патриотическому воспитанию.
4. Организация сотрудничества с МУ «Краеведческий музей», библиотекой,школой искусств.
5. Сбор фото-, видео-, аудиоматериалов по родному краю
6. Оформление картотеки русских народных пословиц и поговорок,стихов, отражающих лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
7. Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с родным городом, Родиной.
8. Родительские собрания «Участвуем в проектах :
«Мы город на карте отметим!», «Наши добрые дела».
9. Поиск материалов для исследовательской деятельности.
II Основной этап: (2014-2015 -2016 уч. год)
1. Экскурсии и походы по ближайшим окрестностям, в краеведческий музей, библиотеку, на парад, мемориал Памяти.
2. Организация и проведение исследовательской деятельности:
-Исследование на тему «Костюм Тугайкульской казачки».
-Исследование на тему «Народные умельцы нашего края»
3 Организация выставок и презентаций на темы: «Народные художественные промыслы и ремёсла родного края», «Наш город – родина моя», «Мой детский сад», «Мы городом родным, должны гордиться!», «Наши праздники».
4. Проведение совместных с родителями праздников, развлечений; встреч с интересными и знаменитыми людьми родного края.
5 Организация и проведение акций добрых дел:
-Изготовление скворечников и кормушек.
-Посадка деревьев на территории садика
-Посадка деревьев на территории микрорайона
-Оборудование цветников и огорода на участках (перекопать землю, привезти чернозем, песок, удобрения,посадочный материал)
-Высадка кустов пионов и других цветов (аллея пионов, цветочный лабиринт, «дельфинарий» из дельфиниума, «розовый рай»)
6. НОД на темы «Мы теперь живём в Копейске!», «Моя улица,мой дом!», «Стихи о родном крае», «На улицах Копейска».
7. Сюжетно-ролевые игры «Мы строители Копейска!», «Давайте откроем Музей!», «Едем на ярмарку».
8. Экологические проекты : «Для вас,наши птицы!»
«Наша клумба-победительница!»
«Поле чудес»
III Заключительный этап: (2015-2016 уч. год)
1. Создание центра краеведения в детском саду
2. Организация виртуального мини-музея «Народные промыслы родного края»
3. Совместный с родителями праздник «Родной край – земля Уральская!»
4. Обобщение опыта работы и публикация на различных уровнях.