Фирюза Мангутова
Познавательно-исследовательский проект «Люблю березку белую!» для детей группы ОРН 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру содержания: ребенок, общество и его духовные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: исполнитель.
По продолжительности: краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продукт проекта:
Мини – музей «Березовая роща»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Люблю березку белую!“ для детей группы ОРН 4–5 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Альбом «Люблю березу белую»
Актуальность проекта.
Наша родина – Россия. Как и у других государств, у нашей страны есть свои символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. У России есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Это главная песня – гимн, герб, флаг. Но государственные символы есть у каждой страны. А вот что еще отличает нашу страну от других государств?
Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат, подсолнух, похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, это пчела, собирающая нектар – все это моя Родина.
А ещё Родина – это самое прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Стихи ли это, песни ли, сказки – всегда это дерево, доброе, нежное, ласковое. Конечно, мы говорим о берёзе.
А разве можно вообразить себе жизнь русского человека в прошлом, настоящем и будущем без белой красавицы российских раздолий - берёзы?
Нет, нет и ещё раз нет!
Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия.
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны чтить ее символы, гордиться своей страной.
Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру, символы.
Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, развиваться образное мышление. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. У них начинает развиваться образное мышление, предвосхищение, продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
Взаимодействия со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. 4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнать и даже называть любимые мелодии. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации. Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, сымпровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Гипотеза проекта.
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Если мы будем обогащать знания детей о березе, как символе России, то это будет способствовать формированию гражданско-патриотических ценностей и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Цели и задачи проекта.
Цель: формирование гражданско-патриотических ценностей и духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством обогащения знаний детей о березе, как символе России.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе; о значении березы в жизни человека: оздоровительном. эстетическом, хозяйственном;
- формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом;
- расширять представления о правилах безопасного поведения на природе;
- познакомить детей с художественными произведениями о берёзе, учить понимать замысел произведения; развивать художественный вкус;
- формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства;
- совершенствовать умения и навыки составлять рассказы о предметах, о содержании картины;
- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
Развивающие:
- развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность;
- развивать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря;
- развивать связную речь - диалогической и монологической форм;
-формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Воспитательные:
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ;
- воспитывать любовь художественному слову, уважение к труду человека;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Этапы и сроки реализации проекта.
Организационно-подготовительный (1 неделя).
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта.
Изучение научно – методической литературы по данной теме.
Определение объема имеющихся у детей знаний, умений и навыков в рамках проекта.
Составление тематического плана реализации проекта.
Практический (2-3 неделя) .
Реализация проекта в соответствии с тематическим планом проекта.
Заключительный (4 неделя).
Определение объема имеющихся у детей знаний, умений и навыков в рамках проекта.
Систематизация и оформление проекта.
Формы, приемы и методы, используемые при организации образовательной деятельности.
- Игровые ситуации, мотивирующие к наблюдениям за сезонными изменениями в природе: за березой.
- Беседы на темы «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности»,, «Почему березы белые?», «Что я знаю о берёзе», «Берёзовый сок и его польза», «Лечебные свойства берёзы»
- Рассматривание сюжетных иллюстраций, репродукций картин художников, фотографий про березу, дидактических пособий по теме.
- Продуктивная деятельность: лепка «Березовый пенек», рисование «Осенняя берёза» коллективная аппликация «Красавица –береза»
- Наблюдение за березой
- Речевые игры и упражнения, дидактические, малоподвижные, подвижные игры на тему «Береза».
- Чтение художественной литературы и фольклора.
Тематический план работы.
1 неделя.
Наблюдения за берёзой во время прогулок.
Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности», «Почему березы белые?»
Д/и «Найди листок березы»
Прослушивание русских народных песен «Во поле береза стояла», «Ой да у дороженьки»
Чтение рассказа В. Бианки «Волшебная берёза»
Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу русскую»
Народные хороводы «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная»
Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Березовая роща»
Чтение пословиц, примет, загадок о березе.
Лепка «Березовый пенек»
Рассматривание фотографий «Береза в разное время года»
Подвижные игры «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,
Рисование «Осенняя берёза»
Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Создание мини музея «Предметы из бересты»
Изготовление берёзовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья)
2 неделя
Наблюдения за берёзой во время прогулок.
Беседы «Что я знаю о берёзе», «Берёзовый сок и его польза», «Лечебные свойства берёзы».
Прослушивание песен «Березонька», «Березки России»
Чтение пословиц, примет, загадок о березе.
Игровое упражнение "Найди дерево по описанию"
Чтение рассказа К. Паустовского «Подарок»
Подвижные игры «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»
Словесная игра «Узнай и назови»
Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза белая»
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»
Рассматривание фотографий «Береза в разное время года»
Коллективная аппликация «Красавица –береза»
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Создание мини - музея «Березовая роща»
Ожидаемые результаты
Личностные качества:
- способен привлечь внимание взрослого или сверстника (группы сверстников) с целью сообщения информации о березе, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
способен привлечь членов семьи к созданию поделки, сообщения о насекомых;
способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Интеллектуальные способности:
- способен рассказать о самом почитаемом дереве в России – берёзе; о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
-способен правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом;
-способен к составлению описательного или творческого рассказа о березе;
-знает наизусть стихотворения, пословицы и поговорки о березе;
-способен проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства;
Физиологические способности:
- движения точные и скоординированные при изготовлении поделок из природного материала, бумаги;