Дарья Гарликова
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы «Я люблю свой город Брянск»
▼ Скачать
Я люблю свой город Брянск
Актуальность
"К патриотизму нельзя только призывать его нужно заботливо воспитывать" Д. С. Лихачев
Актуальность темы обусловлена тем, что дети должны узнать историю своего города, традиции, памятные места, знать о людях, проживающих в Брянске, любить свой город. Подвести детей к пониманию того, что их город частица России, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники. Чтобы познакомить детей с понятием «Родина», необходимо выработать у них ясное представление о своем городе. Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для старшей группы „Я люблю свой город Брянск“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Чувство Родины зарождается у детей с отношения к семье – родителям, бабушке и дедушке. Эти корни связывают ребенка с ближайшим окружением и родным домом. Проникновение в историю своей семьи, как правило, вызывает у ребенка сильные эмоции, которые заставляют сопереживать и с вниманием относиться к памяти прошлого.
Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения.
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Сроки реализации проекта : краткосрочный, 3 месяца (с 1 сентября по 30 ноября 2022 г.
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема:
В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Наблюдается слабая педагогическая компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания и представления о героях В. О. В., их подвигах, в честь которых установлены памятники. Дети не проявляют познавательный интерес к истории и традициям своего родного края.
Цель:
• Познакомить детей с памятниками города Брянска, их историей
• Воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему городу, расширение кругозора.
Задачи:
• Способствовать развитию познавательной активности и формированию личностных качеств старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
• Расширить представления детей о героях В. О. В., их подвигах, в честь которых установлены памятники; об охране памятников государством;
• Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей патриотическое воспитание дошкольников.
• Формирование духовно-нравственных отношений и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.
• Формирование интереса к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.
• Формирование предпосылок поисковой деятельности у дошкольников через знакомство с историей родного города.
• Содействовать развитию педагогической компетентности родителей по воспитанию нравственно – патриотических чувств детей.
Направление проекта :
Мой город Брянск
Улицы родного города Брянска
История и современность города.
Достопримечательности города Брянска
Герои Брянщины.
Содержание работы по проекту :
Работа с детьми
Занятие: «Что зовём мы Родиной», «История возникновения родного города Брянска», «Мой родной город», Гимн Брянска «Шумел сурово Брянский лес».
Разучивание стихов на тему: «Мой город Брянск».
Беседы «Улицы по которым мы гуляем», «Герои ВОВ Брянщины», «Партизанская поляна».
Рассматривание альбома «Старый и новый Брянск».
Рассматривание иллюстрации в книгах о Брянске.
Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
Занятие «Украсим улицы к празднику» (аппликация, «Салют на день города» (рисование).
Возложение 17 сентября цветов к памятнику жертвам геноцида.
Участие в патриотической акции: «Письмо солдату»
Выставка рисунков : «Брянск глазами детей»
Формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование: «Знает ли ваш ребенок свою малую Родину?»
• Индивидуальные беседы
• Выступление на родительских собрании по данной проблеме.
• Консультации:
«Для чего нужно знакомить детей с памятниками? «Патриотическое воспитание в семье»,
«Как организовать экскурсии по достопримечательностям города».
• Совместные мероприятия, возложение цветов к памятнику 17 сентября, посещение библиотеки.
• Совместные праздники и развлечения
Оборудование и пополнение развивающей среды
• Оформить папку-раскладушку «город Брянск».
• Приобрести набор открыток с достопримечательностями родного города.
• Выставка макетов достопримечательностей города.
• Собрать материал об улицах нашего города.
• Оформить стенгазету «Я люблю свой город Брянск»
• Оформить альбом «Мой город».
Формы взаимодействия с социумом:
• Акция «Письмо солдату»
• Посещение Детской библиотеки
.
Ожидаемые результаты:
• У детей появится интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них;
• Наличие у детей системных знаний и представлений об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, знаменитых людях города.
• Понимание детьми значимости памятников в жизни людей.
• Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей малой Родине и ее историческому наследию.
Продукты проекта :
- фотовыставка «Моя малая Родина - Брянск».
- выставка детского творчества: «Брянск глазами детей».
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Обогащение предметно - развивающей среды.
Подбор методической и художественной литературы.
Подбор иллюстративного материала и фотографий по данной теме
Сбор информации по теме педагогами и родителями.
Разработка плана работы взаимодействия с семьями.
Разработка конспектов занятий.
2. Основной этап
Занятие «Брянск – город воинской славы»
Задачи:
Расширить представления детей о родном крае, о памятниках тем, кто защищал родной город в разные времена.
Продолжать развивать чувство сострадания и гордости к героям, которые защищали родную Брянщину.
Воспитывать интерес и любовь к малой Родине.
Презентации:
«Памятные места партизанской славы города Брянска»,
«Подвигу народа жить в веках».
Разучивание гимна Брянской области «Шумел сурово Брянский лес».
Беседы: о символике города Брянска, о героическом прошлом родного края, о памятных местах партизанской славы;
Чтение художественной литературы на военную тематику,
Рассматривание альбомов «Герои-партизаны Брянщины».
Дидактические игры: «Сложи герб г. Брянска», Лото «Брянск»
Викторина: «Знатоки Брянского партизанского края».
Заключительный этап:
- фотовыставка «Моя малая Родина - Брянск».
- выставка детского творчества: «Брянск глазами детей».
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Родной свой край мы любим и знаем»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?
___
2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?
___
3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы?
___
4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?
___
4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?
___
5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики?
___
6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?
___
7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?
___
8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?
___
9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?
___
10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
___
Спасибо за сотрудничество!