Наталья Бондаренко
Познавательно-игровая программа «Путешествие в Космос», посвященная Дню космонавтики
краевое государственное бюджетное учреждение
«Камчатский детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Познавательно-игровая программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»
(посвященная Дню космонавтики)
Автор-составитель:
педагог-организатор Бондаренко Наталья Мансуровна
г. Петропавловск-Камчатский, 2016 г.
Цели и задачи:
1. Формирование знаний об истории космонавтики.
2. Формирование социально-нравственное позиции, гражданственности.
Публикация «Познавательно-игровая программа „Путешествие в Космос“, посвященная Дню космонавтики» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
3. Активизация познавательной деятельности.
4. Укрепление физического и психического здоровья детей.
5. Активизация и развитие общей и мелкой моторики.
6. Сплочение коллектива.
Реквизит:
Музыкальная аппаратура,
Экран, проектор, ноутбук
Обруч – 4 шт.
Баночка пюре, ложка, фартук, повязка на глаза, стул – по 2 шт.
Бумажные детали ракеты
Призы
Ход мероприятия.
Звучит фонограмма взлета ракеты. На экране – звездное небо и тема «Путешествие в космос» (слайд 1).
Ведущий. Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Его все по улыбке узнавали –
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал – советский, славный парень,
Гагарин – первый космонавт Земли!
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Назовите сегодняшнее число и месяц (12 апреля).
А какую дату Россия отмечает сегодня? (12 апреля 1961г. – День космонавтики)
Правильно, ровно 55 лет назад 12 апреля 1961г. состоялся первый в мире запуск человека в космос. Ребята, скажите мне, а что такое космос? (Ответы детей). Со всех сторон нашу Землю окружает необъятный мир небесных тел. Его называют Вселенной или космосом. Лишь некоторые из небесных тел можно наблюдать невооруженным глазом – Солнце, Луна, 5 планет и наиболее яркие звезды. Но в космосе есть бесчисленное множество тел, которые не видны даже в самые мощные телескопы. И чтобы их изучить, люди отправляются в космос. И я предлагаю вам окунуться в историю освоения космоса.
Просмотр видеоролика «Он покорил космос».
Ведущий. Сегодня я предлагаю вам отправиться в Путешествие в космос, где мы посетим космические станции и увидим много интересного.
Итак, мы начинаем запуск нашей ракеты с космодрома Байконур.
Звучит фонограмма запуска ракеты. На экране появляются слайды, показывающие процесс запуска ракеты в космос (слайды 2-9).
Ведущий. Мы в космосе и первая космическая станция, которую мы посетим, называется «Да-нет» (слайд 10).
«Да-нет». На экране появляется вопрос, на который надо ответить «да» или «нет». После ответов детей, на экране появляется одна или несколько картинок, которая является ответом на вопрос.
Вопросы.
1. Слайд 11-13. Первый космонавт – Алексей Леонов. (Нет. Алексей Леонов первым вышел в открытый космос, а первым космонавтом стал Юрий Гагарин)
2. Слайд 14-15. Земля вращается вокруг Солнца. (Да. Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365 дней, т. е. за 1 год)
3. Слайд 16-17. Женщина никогда не летала в космос. (Нет. Первой женщиной в космосе стала Валентина Терешкова, первой женщиной в открытом космосе стала Светлана Савицкая. Сейчас женщина в космосе – это не редкость)
4. Слайд 18-19. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. (Да. Радиус Юпитера – 778 млн. км (для сравнения – радиус Земли – 150 млн. км)
5. Слайд 20-22. Вокруг Солнца вращается 9 планет. (Да. В порядке удаленности от Солнца – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
6. Слайд 23-24. Летательный аппарат для полёта в космос называется «комета». (Нет, полет в космос осуществляется на ракете)
7. Слайд 25-27. Земля имеет форму квадрата. (Нет, Земля круглая, ближе к шарообразной, если точнее, то имеет форму эллипса)
8. Слайд 28-29. Полет Юрия Гагарина в космос длился 1 сутки. (Нет, полет длился 108 минут)
9. Слайд 30-31. Космонавты совершили высадку на Луну. (Да, Нил Армстронг – американский астронавт, первым совершивший высадку на Луну)
10. Слайд 32-33. Планету Марс называют красной планетой. (Да, из-за цвета песка её пустынь)
Далее дети совершают путешествие по следующим космическим станциям.
Космическая станция «Угадай-ка» (слайд 34). На экране поочередно появляются картинки на космическую тему. Дети должны ответить, что на них изображено.
Картинки.
1. Слайд 35. Ракета
2. Слайд 36. Космонавт
3. Слайд 37. Планета Земля
4. Слайд 38. Космодром Байконур
5. Слайд 39. Луноход
6. Слайд 40. Спутник
7. Слайд 41. Вид горной системы из космоса
8. Слайд 42. Космическая станция
9. Слайд 43. Луна
10. Слайд 44. Луноход
11. Слайд 45. Звездное небо
12. Слайд 46. Звезда Солнце
13. Слайд 47. Телескоп
14. Слайд 48. Солнечная система
Космическая станция «Всезнайки» (слайд 49-50). Задание вне презентации. Ведущий задает вопрос и предлагает 3 варианта ответа. Дети выбирают один из предложенных.
Вопрос – разминка.
Что сказал Юрий Гагарин перед полетом в космос :
1) «Полетели»
2) «Поехали»
3) «Полный вперед»
Ведущий. Итак, поехали.
Вопросы.
1. Астрономия – это:
1) оранжерея, в которой выращивают цветы астры
2) наука о строении и развитии космических тел и вселенной в целом
3) отдел в продуктовом магазине
2. Комета – это:
1) небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста
2) название конфеты
3) снаряд для метания
3. Телескоп – это:
1) экран телевизора
2) астрономический прибор для наблюдения за небесными телами
3) название созвездия.
5. Метеорит – это:
1) предсказатель погоды
2) каменное или железное тело, падающее на землю из межпланетного пространства
3) звездная пыль
6. Астероиды – это:
1) малые планеты, имеющие разные названия и движущиеся вокруг Солнца
2) таблетки для увеличения мышечной массы
3) роботы для изучения космических объектов
7. Парсек – это:
1) парашютный отсек в салоне самолета
2) другое название параплана
3) единица длины для измерения расстояния Земли от других космических тел.
8. Галактика – это:
1) гигантская звездная система
2) самая большая планета
3) портал в другое измерение
9. Орбита – это:
1) скорость вращения Земли вокруг своей оси.
2) траектория (направление, по которой движутся в космосе планеты, звезды, Солнце, спутники, межпланетные станции и т. д.
3) название жевательной резинки.
10. Обсерватория – это:
1) здание, в котором выступает симфонический оркестр
2) радиостанция
3) научно-исследовательское астрономическое учреждение, оборудованное для наблюдений и изучения небесных тел, например, звезд.
11. Млечный путь – это:
1) дорожка от пролитого молока
2) скопление огромного количества звезд и туманностей
3) расстояние Земли до Солнца.
Космическая станция «Путаница» (слайд 51). На экране поочередно появляются слайды с картинками. Надо определить, какая картинка или картинки лишние, и что объединяет все остальные.
Картинки.
Слайд 52. Лишнее – велосипедист. Общее – космонавты.
Слайд 53. Лишнее – футбольный мяч. Общее – космические объекты.
Слайд 54. Лишнее – парусная яхта. Общее – космический транспорт.
Слайд 55-57. Лишние – тигр, медведь, бурундук. Правильная – собака.
Слайд 58. Лишние – игрушки. Правильная – телескоп.
Слайд 59. Лишнее – планета Сатурн. Общее – Луна.
Космическая станция «Школа космонавтов» (слайд 60-61). Проводится в виде спортивных эстафет. Все желающие делятся на две команды, остальные дети – болельщики.
Эстафеты.
«Построй ракету». На финише лежат части ракеты. Первый участник команды бежит к финишу, берет одну деталь ракеты и возвращается к своей команде. Следующий участник делает то же самое. Когда команда соберет все детали ракеты, ей надо собрать ракету в одно целое. Задача команды быстро и правильно закончить эстафету.
«Невесомость». Первый участник бежит до финиша, подкидывая рукой воздушный шарик, стараясь удержать его в воздухе, возвращается обратно, передавая шарик следующему участнику. Задача команды быстро и правильно закончить эстафету.
«Стыковка». Команды делятся на пары. Первый участник пары встает между обручами, которые держит руками, второй проходит между ними змейкой, забирает у него обручи и занимает то же положение, а первый участник повторяет действия второго. После финиша пара бегом возвращается к своей команде, передавая обручи следующей паре. Задача команды быстро и правильно закончить эстафету.
«Завтрак космонавта». Участвуют капитаны команд. Садятся за стол друг против друга с завязанными глазами. На столе стоят две тарелки с яблочным пюре. По команде Ведущего участники начинают кормить друг друга пюре. Кто быстрее и аккуратнее накормит товарища.
«Первый космонавт». Первый участник встает в обруч, бежит до финиша и возвращается обратно, передавая обруч следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда все участники «побывали в космосе».
«Полет в космос». Первый участник берет обруч, бежит до финиша и возвращается обратно, берет второго участника и повторяет эстафету. Задача команды – собрать всех участников вокруг обруча.
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Вот мы и совершили наше путешествие в космос. Ребята, вам понравилось? (Ответы детей.) Я еще раз поздравляю вас с днем космонавтики. До новых встреч!