Ирина Лаврец
Познавательная сфера дошкольника. Развитие памяти
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 15 «Журавушка»
Познавательная сфера дошкольника.
Методическая разработка для воспитателей детских дошкольных образовательных организаций
Составитель Лаврец Ирина Михайловна
Березовский
2020
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Игры и упражнения по развитию различных видов памяти
3. Заключение
Публикация «Познавательная сфера дошкольника, Развитие памяти» размещена в разделах
4. Список литературы
5. Приложения
Пояснительная записка
Народная поговорка гласит: «Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на свою память». Часто взрослые жалуются на свою память : одно забыл, другое не вспомнил. Однако сам уровень памяти закладывается с первых лет жизни. Не умаляя значения наследственных факторов, отметим, что дети рождаются с различными способностями, в том числе и с различной памятью. Сравним для этого двух одинаковых трехлеток: один легко запоминает стишок, а с другим над этим стишком надо повозиться.
Разве можно, имея слабую память, запомнить буквы, научиться читать, выучить таблицу умножения, стихотворение или хотя бы скороговорки или пословицы. Можно, но на это нужно потратить много времени. Раз много времени, значит, скучно и неинтересно.
Таким образом, память создает добрые предпосылки для умственного развития ребенка.
Постановка проблемы: что нужно сделать в данном случае?
Решение проблемы: Конечно, развивать память ребенка. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Существуют различные типы памяти : зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная. Причем у дошкольника превалирует зрительная память : то есть то, что он видит, он быстрее и лучше запоминает. Главная особенность дошкольной памяти : ребенок, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без повторений и упражнений) забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, нужна ее постоянная тренировка.
Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр и упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объема информации.
Игры и упражнения по развитию различных видов памяти
Начнем с развития тактильной памяти. Во-первых, потому что на этот вид памяти мало обращается внимания и в детских садах, и в семье. Во-вторых, такая память крайне важна для развития ощущений и формирования нужной человеку эмоциональности. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из толстого картона, фанеры или любого другого жесткого материала 10 дощечек размером 20см на 10 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до10. На дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха. Дощечка № 2 должна быть жесткой и шершавой. Для этого лучше всего использовать наждачную бумагу. На дощечку № 3 наклеить ткань типа фланели. На дощечку № 4 надо накапать расплавленный воск со свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли. На дощечку № 5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок. Для дощечки №6 нужны спички или какие - нибудь маленькие палочки. Дощечка № 7 тоже со спичками, но их надо разломать и наклеить в беспорядке. Поверхность дощечки № 8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдет целлофан, клеенка, фольга. На дощечку № 9 наклеить бархат или какую-нибудь бархатистую ткань. Можно использовать бархатную бумагу или замшу. На последнюю дощечку -№ 10 наклеить рубчатую ткань, например, вельвет.
Игра №1.
Подобрать картинки, где нарисованы разные предметы. Среди них должны быть горячие, холодные, гладкие, шершавые. Потрогай их руками. Может быть, они настоящие. Что ты при этом чувствуешь? Какую дощечку они при этом тебе напоминают?
Игра № 2.
На столе и под столом лежит много вещей. Все они разные на ощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что вы дотрагиваетесь до каждого предмета. Будьте внимательны, ничего не пропустите. Почувствовали все предметы? Теперь я закрою предметы. Попробуйте вспомнить вещи, которые лежали на столе. Это будет легче сделать, если представить, что вновь трогаешь их руками. На столе лежат: глобус, яблоко, чайник, полотенце, цветок, книга, самолетик, свеча, будильник, роза, карандаш, корзинка, кружка, мяч, шляпа, клубок, газета и т. д. Назови предметы, которые вы вспомнили или нарисуй их.
Игра № 3.
Разложите дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотрите. Закройте глаза и перемещайте их. Задание: на ощупь разложите дощечки в прежнем порядке.
Игра № 4.
Возьми дощечку №1. Закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе ее поверхность? ( варианты ответов: кошку, шубу, траву). Или возьми дощечку № 4. Потрогай с закрытыми глазами. Что напоминает эта дощечка (кочки на болоте, застывшие капли варенья на блюдце). И так со всеми дощечками.
Игра № 5.
Представь, что ты трогаешь: облако, смех, печаль, музыку. Попробуй описать, что ты чувствуешь рукой, когда трогаешь облако, печаль, смех, музыку.
Игра № 6.
Мы уже много занимались с дощечками. Наверняка одни из них вам нравятся больше, другие – меньше. А какие – то могут быть даже неприятны. Попробуйте разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной. Пусть у вас, ребята, всегда будет хорошее настроение!
Игра № 7.
Составим сказку или рассказ из 10 дощечек.
«…Сначала я вижу шершавую стену дома. Ищу шершавую дощечку, она – первая.
Вспоминаю дальше. На стене дома – окно. Ищу гладкую дощечку, похожую на стекло.
Какая дощечка следующая? Что было потом?. Шел дождь, и капли застывали на стекле. Ну конечно! Следующая – дощечка с застывшими каплями.
А вот и кошка вспрыгнула на окно. Это – мягкая дощечка…» и так далее.
Обонятельная память, т. е. запоминание запахов. Эти игры хорошо проводить в условиях семьи.
«Как ты думаешь, что я сейчас готовлю?» (борщ, компот или котлеты);«Как пахнет мама, папа, бабушка, брат, сестренка?» (угадай, понюхав, с закрытыми глазами, чью вещь я держу рядом);«Нужно ли сейчас проветрить нашу спальную комнату?»; «Угадай по запаху вареные и сырые овощи, фрукты и готовые блюда».
Зрительная память. Это, как ранее отмечено, профилирующий вид памяти дошкольника, поскольку в основе лежат конкретные образы, которые он воспринимает зрением. Как бы ни была хороша память у ребенка, педагогика настоятельно рекомендует тренировать зрительную память. И с этой целью проигрывать систематически такие игры и упражнения: «Сколько каких фигур? (Кружков., «Что делают дети?», «Запомни узор», «Чем отличаются веточки?», «Найти отличия» (в такого рода отличиях воспитывается и наблюдательность, и память, «Что перепутал художник?» (перепутаницы ведут к повторению, усвоению прочных знаний и сознательному запоминанию).
Игра «Чего не стало?»
Эта распространенная игра нравится детям. Мы убираем существенную
деталь и задаем ребенку этот вопрос. Более сложный вариант таких упражнений заключается в игре «Что изменилось?». Предмет оставляем в комнате, но помещаем совершенно в другом месте. Подобные игры можно проводить как в группе, так и на прогулке.
Игра «Миллион изменений»
Мы с вами часто недооцениваем самих себя как наглядных экспонатов. В этом плане предлагается игра «Миллион изменений». Играющий выходит за дверь и что –то изменяет в своем внешнем виде (снимает часы, сережки, меняет прическу, а остальные должны сравнить с прежним видом и найти изменения.
Игра «Использование ситуаций»
Развивать зрительную память советуем постоянно к ситуациям каждодневного бытия, например: «В чем твой папа сегодня пошел на работу?», «В какой книжке ты видела похожие иллюстрации?», «Где у нас в группе лежат эти вещи?», «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?» (а спрашивать летом) и т. д.
Слуховая память. Слуховая память, как правило, тренируется во взаимосвязи со зрительной: читают ребенку сказку и показывают иллюстрации. Крайне важно направить внимание на развитие только слуховой памяти. Будущему ученику, студенту нужен достаточный уровень развитой слуховой памяти. Несколько упражнений в этой связи: слушание дисков, разучивание стишков на слух, где не менее важно научить слушать стихи, развивать поэтический слух.
Прибаутки и шутки. Это кладезь и для памяти, и для нравственности, и для понимания народной мудрости, смекалки, шутки, сноровки – малые формы фольклора. Имеются в виду потешки, песенки, кричалки, перепутаницы, скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки. Они, как правило, короткие по содержанию, емкие по смыслу, да и легко запоминаемые.
Мы рассказчики. Развивает память пересказ прочитанного, только без принуждения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.
Заключение
Несомненно одно, память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на малышей. Обращаем внимание на ориентировку и важность формирования непроизвольной памяти. Для этого во время любой деятельности параллельно заучиваются или повторяются полюбившиеся песни, стихи, слушается музыка, сказки. При этом дошкольники учатся распределять свое внимание между двумя делами: деланием рук (рисование, конструирование, игры) и работой головного мозга.
Список литературы
1. Рогов Е. И. Психология познания. - М. :Владос, 2015.- С. 94-97.
2. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2018. –С. 91-104.