ирина лапшина
Познавательная беседа «Как ярмарка из Макарьева переехала в Нижний Новгород»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог привлекает внимание детей, сидящих полукругом на стульчиках, к карте Нижегородской области, на которой значком отмечены село Хохлома и город Семенов:
Ребята, какие населенные пункты отмечены на карте значком? (Ответы детей. Активизация их познавательного опыта.)
Чем они знамениты? (Ответы детей. Активизация их познавательного опыта.)
Педагог уточняет ответы детей:
Публикация «Познавательная беседа „Как ярмарка из Макарьева переехала в Нижний Новгород“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Темочки
С давних времен в село Хохлома (выделить интонацией, демонстрация на географической карте Нижегородской области) свозилась деревянная посуда со всех окрестных деревень. Именно там разворачивались первые ярмарочные базары, на которых скупали купцы посуду целыми телегами, а затем продавали ее по всей стране и даже вывозили за моря в Европу. (Работа с географической картой Европы.)
Красотой хохломской посуды восхищались короли при дворах, привыкшие видеть и золото и серебро и дорогие камни. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.)
Именно из села Хохлома привозили посуду на Макаръевскую ярмарку (выделить интонацией, а позднее и на ярмарку (выделить интонацией) в Нижний Новгород. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного и жизненного опыта. По возможности демонстрация соответствующего наглядно-иллюстративного материала.)
Про то почему Макаръевскую ярмарку (выделить интонацией) перенесли в Нижний Новгород, существует несколько легенд. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного интереса. Работа с географической картой Нижегородской области.)
Вот одна из них. (Пауза. Активизация их познавательного интереса детей. Концентрация их слухового внимания.)
Бойко шла торговля на ярмарке в Макарьеве, один за одним подплывали к Макарьеву купеческие корабли. (Пауза. Реакция детей. По возможности, демонстрация соответствующего наглядно-иллюстративного материала.)
На одном корабле приплыл важный начальник со своей семьей, даже собак С собой захватил. (Пауза. Реакция детей. Активизация их воображения.)
А звали этого начальника. (пауза, концентрация слухового внимания детей, активизация их познавательного интереса) Румянцев Николай Петрович (выделить интонацией). (Пауза. Запоминание фамилии, имени, отчества начальника.)
А владел в ту пору ярмаркой Лысков (выделить интонацией, князь грузинский. (Пауза. Запоминание фамилии начальника ярмарки.)
Очень он не хотел переносить ярмарку в Нижний Новгород и всячески уговаривал начальника оставить ее в Макарьеве. (Пауза. Реакция детей.)
Николай Петрович (выделить интонацией) был очарован видом с ярмарки на Волгу, ее богатством товаров и многочисленностью торгового люда, и согласился оставить ее в Макарьеве.
Вечером пригласил Лысков Румянцева с семьей к себе на чай. (Пауза.)
Весело пыхтел самовар, жены о чем-то увлеченно спорили, дети играли, а мужчины пошли прогуляться. (Пауза.)
Вместе с Румянцевым увязались и его собаки - большие белые псы в коричневых яблоках. (Пауза. Активизация познавательного интереса детей. По возможности демонстрация изображений собак.)
Собаки были большой страстью Лыскова. Увидев их, он сразу попросил Румянцева продать их ему, но Румянцев отказал. (Пауза.)
На следующий день собаки у Румянцева пропали. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного интереса.)
Заподозрили в пропаже Лыскова, и тогда твердо решил Румянцев: «Не быть в Макарьеве больше ярмарке!» (Пауза. Реакция детей. Обсуждение решения начальника.)
Как только сезон закончился, и купцы вывезли свои товары, темной осенней ночью осветилась Волга ярким заревом пожара. (Пауза. Реакция детей. Их предположения по поводу того, чтобы это могло бы быть? Активизация познавательного интереса детей.)
Как факел пылала ярмарка, подожженная со всех сторон. (Пауза. Реакция детей.)
Сгорели все 36 деревянных двухэтажных корпусов. Так судьба ярмарки была решена, ее перевели в Нижний Новгород. (Пауза. Реакция детей. Работа с географической картой Нижегородской области.)
Не простил обиду Румянцев! (Пауза. Реакция детей. Обсуждение истории.)
Существует и другая легенда. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного интереса.)
Как будто бы хозяин ярмарки Лысков не оказал должного (обязательного) уважения Румянцеву, отказал ему в лошадях, чтобы ехать в Макарьев. И пришлось Румянцеву добывать лошадей на стороне (в другом месте) за большие деньги. Очень обидело это Румянцева (пауза, реакция детей, обсуждение ситуации, и он повелел перенести ярмарку, да не в село Юркино (выделить интонацией, что было недалеко от Макарьева (работа с географической картой Нижегородской области, а в Нижний Новгород (работа с картой, а саму ярмарку по его приказу подожгли солдаты. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение.)
Люди, жившие в городе, рассказывали, что, когда начался пожар, они побежали к ярмарке с ведрами, но их не подпустили солдаты, которые окружили место пожара плотным кольцом. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение: почему солдаты так поступили? Высказывания, предположения, рассуждения детей.) Так и сгорела ярмарка на глазах жителей. (Пауза. Реакция детей.)
Говорят, огонь виден был даже с Дятловых гор в Нижнем Новгороде, хотя Макарьев находится от Нижнего довольно далеко. (Работа с географической картой Нижегородской области. Обсуждение истории.)
Легенды выписаны из литературных источников: «Кума чародейка», Нижний Новгород, 1993, легенда «Макарьев»; А. П. Мельников «Очерки бытовой истории
Нижегородской ярмарки», Нижний Новгород, 1993.
Динамическая игра «Тушим пожар»
Вариант 1. Педагог обращает внимание детей на то, что для тушения пожара нужно было как можно больше воды, которую доставляли от реки в больших бочках.
Педагог предлагает детям разделиться на команды (2-4 команды, в зависимости от количества детей в группе, которые встают в колонны за линией старта (например, скакалкой) - «у реки». Напротив команд ставятся стулья (обручи) - место пожара. Каждой команде дается по одному бочонку (большому мячу, спортивному туннелю «перекати поле»).
По команде педагога первые игроки катят мячи-бочки к месту пожара, «выливают воду» (обходят стул, катят пустые бочки обратно к реке (возвращаются к команде) и отдают бочки следующим игрокам - «наполнять бочки водой». Таким образом «тушат пожар» все игроки команд.
Побеждает команда, в которой все дети быстро и правильно выполнят предложенное задание - пожар будет потушен. Игра повторяется один - два раза.
Вариант 2. Педагог рассказывает детям, что в тушении пожара участвовало очень много народа, одни тушили огонь водой из бочек, другие носили воду в ведрах.
Дети делятся на две команды и встают в шеренги параллельно и лицом друг к другу. С одной стороны шеренг кладется скакалка, желательно синего цвета - река. За скакалкой напротив каждой команды кладется одинаковое количество кубиков синего цвета. С другой стороны шеренг между командами кладется обруч - место пожара. Каждой команде дается пластмассовое или сделанное из картона ведро.
По команде педагога дети, стоящие у реки (скакалки, забирают из реки воду (кладут в ведро кубик) и быстро передают ведро из рук в руки детям, стоящим первыми у места пожара (обруча). Эти дети выливают воду (кладут кубики в обруч) и передают ведра обратно к реке. Игра продолжается до тех пор, пока все кубики не окажутся в обруче, т. е. пожар не будет потушен. Побеждает команда, в которой дети быстро и правильно выполнят предложенное задание.
Комментарий. Подвижные игры способствуют развитию воображения и образного мышления; укреплению дыхательной и сердечнососудистой систем организма; тренировке быстроты и ловкости; развитию пространственной ориентации, зрительно- и вестибуломоторной координаций, групповой сплоченности.
Не известно, правда это или вымыслы, но только после страшного пожара в Макарьеве перенесли ярмарку на Стрелку (выделить интонацией) в Нижний Новгород. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного и жизненного опыта. Демонстрация изображения здания Нижегородской ярмарки.)
Расположение ярмарки было очень удобным, так как Стрелка располагалась на пересечении двух больших рек - Оки и Волги. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации. Работа с географической картой и наглядно-иллюстративным материалом.)
Правда, расположенная на низком берегу, ярмарка часто заливалась водой в период таянья снегов, но со временем люди сумели укрепить берега. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение. Обращение к наглядно-иллюстративному материалу.)
С той поры стали называть Нижний Новгород. (пауза, реакция детей, активизация их познавательного интереса и концентрация слухового внимания) «карманом России» (выделить интонацией, обсуждение выражения, так как стекались сюда товары не только со всей страны, но и из-за границы. (Пауза. Обсуждение информации. Работа с географической картой Европы, мира.)
Не меньше Макаръевской (выделить интонацией) стала знаменита наша Нижегородская ярмарка (выделить интонацией).
А известный всем Нижегородский ярмарочный павильон (выделить интонацией, демонстрация наглядно-иллюстративного материала) был построен всего за один год! (Пауза. Реакция детей.)
Сейчас мы можем любоваться им, он находится рядом со Стрелкой, на площади Ленина. (Пауза. Реакция детей. Активизация их жизненного опыта. Демонстрация изображения современного ярмарочного павильона.)
Методические рекомендации. Педагог может объяснить детям, откуда взялось название Стрелка (выделить интонацией). Так назывался песчаный мысок, который разделял впадавшие здесь друг в друга две большие реки - Оку и Волгу (работа с географической картой и наглядно-иллюстративным материалом, так как мысок был узкий и длинный, похожий на стрелу, его так и стали называть - Стрелка. (Пауза. Активизация познавательного интереса детей.)